Сколько книг вы прочли за лето?
Комментарии участников:
За последние пару лет наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев. Они практически потеряли навыки пересказа прочитанного текста — элементарного, не говорю уже о таких сложнейших вещах, как «Анна Каренина», к примеру. А с введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие, увеличением количества каналов) подобные явления будут только нарастать».
Дмитрий Сергеевич Лихачев вспоминает: «В 1926 г. я занимался в Ленинградском университете в семинарии (тогда говорили "семинарий", а не "семинар", как сейчас) по Пушкину у Л. В. Щербы. Занятия шли по методике медленного чтения, которая приучала студентов к глубокому филологическому пониманию текстов. За год мы прочли только несколько строк из "Медного всадника"» ( Лихачев Д. С. Избранные работы в 3 тт. Т.3, Л., 1987, с. 227.)


Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А конкретно — огромное количество телеканалов и… пульт дистанционного управления. Для тех, кто предпочитает смотреть телевизор, «прыгая» с канала на канал, на Западе даже придумали специальный термин — «заппинг». Всего таких «попрыгунчиков» набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам. Зритель словно «монтирует» свою собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. Добавьте к этому постоянные перерывы на рекламу, сериалы, в которых одна история оказывается порой «разрублена» на несколько сотен маленьких кусков и её можно начать смотреть чуть ли не с любого места.Эта беда заражает не только чтение, но и живое общение. Даже между близкими людьми, начальником и подчинёнными, преподавателем и студентами такое взаимодействие становится прерывистым, пульсирующим, несвязным, поверхностным. "Вмешиваются" современные системы коммуникации и виртуализации общения (сотовые телефоны и смартфоны, Интернет).
Нет времени взглянуть друг другу в глаза, прикоснуться, обнять, сказать тихонечко на ухо ласковое слово, помолчать, сидя рядом на скамеечке. Люди отчуждаются и становятся далёкими друг от друга. Они хуже защищены от манипуляций, кризисов, конфликтов и катастроф. Конечный итог: теряя дорогу к сердцу других людей, они теряют путь к самому себе. "Я" человека, которое формируется в раннем возрасте (2-7 лет), деперсонализируется, разрушается. Происходит деградация личности, превращение её в живой труп, ходячую куклу, марионетку, составную часть современных технических самоуправляемых "умных" устройств ("киборгизация").
Мы не просто меньше читаем — мы быстрее, а значит поверхностно, неглубоко читаем. Этому нас учат в школе. Нас учат подавлять артикуляцию и не вникать в смысл во имя увеличения скорости чтения. Есть даже состязания на то, кто быстрее прочитает. Чемпионы школы гордятся своими скоростями. Больше читать значит не вникать в смысл прочитанного, иногда это означает просто быстрее читать, "глотая" книгу за книгой, текст за текстом. Быстрое чтение и личное общение даже в больших объёмах, но маленькими фрагментами (стёб, тусовка, брод, дискотека) — это очень серьёзная проблема современного человека, попавшего в ловушку времени.
Всё вышеуказанное связано и с характером читаемых текстов. Тексты Пушкина, Чехова, Достоевского и Толстого — это медленные тексты, тексты стихов, особенно восточная поэзия (хокку, танка) — сверхмедленные тексты, а вот тексты новостей, особенно их заголовки — быстрые тексты.
Спасибо Вам за Ваши попытки давать в качестве новостей медленные тексты статей с глубоким смыслом, требующие труда и напряжения, проникновения в смысл прочитанного. Это не позволит Вам быстро увеличивать рейтинг, но увеличит доверие к Вам, соберёт вокруг Вас настоящих единомышленников, которые всегда будут предпочитать скорости мысли её Глубину, рассудку — Разум, а здравому смыслу — Мудрость.

P.S. Да, я пишу всё это под музыку Моцарта, "медленную" музыку.
дык нефиг бедных школьников насильно заставлять читать всякую "мутотень", совершенно оторванную от реальности. Толстой писал фантастику (Каренину на нынешний лад можно изобразить космонавтом, выбросившимся с МКС), а мы читаем "старье и банальщину".
Притворяться, будто сейчас инфы столько-же, сколько было при Сергеиче оч наивно. В конце концов, пару столетий назад считать умели далеко не все…
Притворяться, будто сейчас инфы столько-же, сколько было при Сергеиче оч наивно. В конце концов, пару столетий назад считать умели далеко не все…
"школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев" — скажу больше — они практически полностью разучились заучивать наизусть молитвы и не знают старославянского!
Время меняется.
Время меняется.