Статья "Грустная статистика или никогда не надейтесь на фрилансеров"

отметили
67
человек
в архиве
Последние пять лет я активно занимаюсь фрилансом (это единственное место работы), года три из них так же веду свои проекты и, порой, выступаю в роли менеджера в проектах заказчиков. Так или иначе постоянно приходится нанимать людей «со стороны» для выполнения текущих задач. Этот пост я пишу не как фрилансер, а как работодаталь.

18 из них (35%) бросили проект на ранней или поздней стадии. Т.е. у кого-то возникли внезапно дела, кто-то женится, заболевает, кому-то становится неинтересно… Ну детский сад, ей богу. Из них 12 человек (67%) вернули аванс, остальные же 6 исчезли восвоясье, кто-то сразу после получения денег, кто-то предварительно попудрив мозги.

10 человек (19%) выполнили свою работу таким образом, что ее пришлось частично или полностью переделать.
Добавил manny21 manny21 6 Ноября 2009
Комментарии участников:
Mopok
0
Mopok, 6 Ноября 2009 , url
да, значительная доля правды в этой статье есть....
кстати, мне вот мысль в голову пришла… а что если во избежании ситуации когда
18 из них (35%) бросили проект на ранней или поздней стадии.

так вот, что если в качестве подтверждения серьезности намерений, обе стороны должны внести достаточно существенный по своему размеру депозит нотариусу, который возвращает суммы
1) каждому свое: при наличии акта выполненных работ подписанного обеими сторонами
2) одной стороне: при наличии документа о соглашении сторон (при отказе от выполнения работ стороной исполнителем или аннулировании заказа стороной-заказчиком) или по решению суда.
ИМХО в данном случае и заказчик и исполнитель могут себя чувствовать относительно спокойно (если они конечно изначально серьезно подходят к сотрудничеству без мыслей о заведомом кидалове)

я конечно не юрист, но думаю если что меня precedent поправит.
Gone
+7
Gone, 6 Ноября 2009 , url
это проблемно.
1. Время
2. Доп расходы
3. География.
Mopok
0
Mopok, 6 Ноября 2009 , url
ну да, я с Вами согласен
география — несомненно
время и расходы… ну это не самые серьезные аргументы
это кстати позволит большинство фрилансеров, настроенных недостаточно серьезно, отсеять на предпроектном этапе, что само по себе довольно неплохо
Gone
+2
Gone, 6 Ноября 2009 , url
Не скажите. Время, зачастую, один из основных аргументов. Почему-то многим заказчикам надо всё "вчера".
Да и стоимость услуг фрилансеров… скажем, заметно ниже, чем стоимость таких же услуг соответствующих организаций.

Ваш вариант подошел бы при долгосрочном найме. А тут речь о проектах. В лучшем случае на 2-3 месяца.
Хотя, некоторые сервисы что-то похожее но то, что описали Вы, делают. Типа залоговые взносы, расчет после принятия работы. Но… сам не пробовал, поэтому не могу судить о эффективности.
Mopok
+2
Mopok, 6 Ноября 2009 , url
Ну заказчики которым нужно все "вчера" это и есть те самые лохи которые больше всего попадают на попытках экономить на фрилансе.
Собственно таких и не жалко…
Gone
+7
Gone, 6 Ноября 2009 , url
Поддерживаю.
Я не могу судить о самом авторе, но, как фрилансер, могу рассказать очень похожее с точностью до наоборот. И кидают (я авансы не беру), и тупят (вот тут так надо, а не так, ты не понял), и на шею садятся (ну, мы же заплатили за этот плакат а4, ну, сделайте нам еще билборд 6х4 метра, дизайн же там менять не надо) и прочие интересные истории, которых есть у всех сторон данного вида рабочих отношений :)

Одним словом: кадры решают всё. :) И к подбору кадров надо относится серьезно :)

v_m_smith
+1
v_m_smith, 6 Ноября 2009 , url
аккредитив называется :)
Gone
0
Gone, 6 Ноября 2009 , url
Чуваку либо реально не прет, либо он нуб в плане работодателя.
Пользуясь случаем, хочу заметить, что не все фрилансеры такие :)

ЗЫ: мама… что я делаю? ))))))))
latpost
+1
latpost, 6 Ноября 2009 , url
занятно
Сатрап
+10
Сатрап, 6 Ноября 2009 , url
Это часть более широкой проблемы. Найти квалифицированных, компетентных честных и отвественных работников — проблема в любом виде бизнеса. Собственно, в свое время и читал исследование, что в любой области деятельности количество компетентных индивидуев не превышает 15 процентов.

Mopok
+2
Mopok, 6 Ноября 2009 , url
Зачастую компетентность работника (особенно если говорить о найме на постоянную работу) не столь важна как ответственность и желание человека добросовестно трудиться и учиться новому.
Лучшие кадры которых я нанимал, получались из молодых зеленых студентов, которые еще мало что умели, но в глазах была искорка и желание учиться новому и работать.
Они выгодно отличались на фоне людей с "крутым" резюме но тусклым взглядом и формальным отношением к своим предполагаемым обязанностям.

Хотя, безусловно есть ситуации когда изначально нужны профи и нет времени, желания, возможности воспитывать кадры самому.
Сатрап
0
Сатрап, 6 Ноября 2009 , url
Полностью согласен. Да и учить с нуля легче чем переучивать.
v_m_smith
0
v_m_smith, 6 Ноября 2009 , url
— Да, но это место в ТЗ можно понимать двояко. Если выше будет (ексепшн/новости/красненький), то эта часть логично должна (падать/ехать/быть зеленой).
— Понял, т.е. это упущение ТЗ? А почему о такой базовой вещи идет речь в момент сдачи проекта?
— Если бы я уточнил раньше, то пришлось бы переделывать, а теперь это будет оплачено как «поддержка».

А вот это не только к фрилансерам относится. А вполне даже и к большим уважаемым девелоперским компаниям. Чем и живут
Mopok
0
Mopok, 6 Ноября 2009 , url
ну с такими компаниями можно бороться их же методами — не подписывать акт выполненных работ до тех пор пока не будет исправлено…
если хотят и уверены в своих силах — пусть подают в суд, для крупной компании судебные процессы это как аллергический насморк… никогда не заканчивается… и пусть они попробуют доказать свою правоту в суде.
ndg
+4
ndg, 6 Ноября 2009 , url
Абсолютно согласен с XoID, иногда работаю как фрилансер, И мне все больше приходилось сталкиваться с абсолютно другой проблемой. Заказчик кричит, что у него "сроки" и материал нужно сдать, в течение 2-3 дней или, скажем, за неделю. Я это делаю в оговоренный срок. Потом выясняется что у него нет времени принять работу или это просто не нужно было в такой срок и можно было совершенно спокойно не "гнать лошадей". Еще один "прикол" это когда заказчик поспешил\не сумел поставить задачу и что-то (хорошо если что-то, а не все) надо переделать. Даже, если получаю финансовую компенсацию, все равно раздражает головотяпщина.
А у меня, обычно, это не единственная работа: но пойдя на встречу заказчику отложил то чем занимался или убил выходные вместо того, чтобы провести их с семьей. Или спал по три-четыре часа пару дней. Одно дело если это нужно, то и ладно, иногда вполне можно так работать, тем более что график все-равно свободный. Но чаще всего, это тоже самое, что в посте только с другой стороны.
ndg
+1
ndg, 6 Ноября 2009 , url
ЗЫ
Но самая большая беда в мире фриланса — это сроки...
Из 34 человек (52 минус 18 бросивших), которые так или иначе завершили свою работу, вовремя это сделали трое.

Это самая большая беда не только в мире фриланса, сдача работы в срок хоть на стройке, хоть на заводе, хоть в инете — это до сих пор скорее исключение, чем правило
comander
+1
comander, 6 Ноября 2009 , url
правило:
реальный срок сдачи проекта Р=пи*е*О
где О — оптимистичная оценка :)

вот этот дядька
ndg
0
ndg, 6 Ноября 2009 , url
фриланс, это не всегда программирование ;)
comander
0
comander, 6 Ноября 2009 , url
проект он и есть проект. программирование лишь частный пример
Mopok
+2
Mopok, 6 Ноября 2009 , url
я Вас прекрасно понимаю, но все-таки мне кажется Вы немножко лукавите в части
А у меня, обычно, это не единственная работа: но пойдя на встречу заказчику отложил то чем занимался или убил выходные вместо того, чтобы провести их с семьей. Или спал по три-четыре часа пару дней.

Я никогда не поверю в то, что все эти житейские неудобства и отложенные другие проекты не были Вами оценены в денежном эквиваленте… а если были и работа оплачена, то заказчик имеет полно право распорядиться результатами работы по своему усмотрению
заказчик мог вообще заказать 10 конкурентных проектов 10 разным исполнителям заранее зная что 9 отправятся в мусорную корзину, пока за это заказчик платит это его право.
ndg
+4
ndg, 6 Ноября 2009 , url
Пожалуй Вы правы. В смысле соглашусь с большинством Ваших аргументов, а не с тем, что лукавлю. Но все же..
Смотрите что я имел в виду: мы с Вами договариваемся о работе.
Вы говорите: мне надо то-то и то-то, скажем, через три дня, возьмешся?
Я говорю: Да, но я сейчас достаточно плотно загружен, нельзя ли через пять дней.
Вы: нет, край через три.
Я берусь, с кучей неудобств для себя, делаю за три дня, а потом Вы только через пять дней или 7 дней проверяете почту, и потом еще через пару дней мы вносим корректировки, если они есть.
Во-первых. Я убежден, что деловые отношения нельзя строить по принципу: я плачу, а ты никто.
Я полагаю, что заинтересованность в сотрудничестве должна быть взаимная. И соответсвенно взаимные обязательства и уважение.
Во-вторых, темп часто сказывается на качестве.
Mopok
+2
Mopok, 6 Ноября 2009 , url
Во-первых. Я убежден, что деловые отношения нельзя строить по принципу: я плачу, а ты никто.

я с Вами полностью согласен, отношения построенные по такому принципу редко приносят должный результат, но я ставя себя на сторону заказчика прекрасно понимаю что у него могла быть куча причин по которым он сделал именно так, например:
1) перестраховались (думали скажем 3 дня, тогда за 5 наверняка сделает)
2) действительно нужно было за 3 дня, но потом изменились обстоятельства и приоритеты
3) это может быть частью проекта и подвели смежники
да мало ли еще возможностей...

Я просто хотел бы сказать, что понимаю отношение автора к своему детищу и все такое, но не стоит воспринимать неторопливость заказчика как неуважение к разработчику… могут быть куча моментов которые он не хочет да и не должен озвучивать… главное чтобы свои обязательства по оплате и приемке работы он перед Вами соблюдал.
ndg
0
ndg, 6 Ноября 2009 , url
Я это понимаю, и как выше писал, в целом с Вами согласен.
Но никогда не сталкивался с тем, чтобы позвонили или письмо прислали в духе: "Вы говорили, что загружены, а у нас отодвинулись сроки. Можете выслать готовый материал чуть позже № числа №№ часов". А хотелось бы.
comander
0
comander, 6 Ноября 2009 , url
может надо просто чаще переписываться с заказчиком? :)
покурите на тему agile-методологий. скрам (scrum), все дела
comander
+3
comander, 6 Ноября 2009 , url
по моей практике, пусть небогатой в плане фриланса, люди которые стремятся во фриланс и в домашнюю работу вообще — слегка аутичны. то есть в принципе хреново контактируют. имеют слабые коммуникативные навыки.
среди айтишников это справедливо вдвойне, потому что айтишники и сами по себе те еще отморозки)
ndg
0
ndg, 6 Ноября 2009 , url
В журналистике и аналитической работе фриланс как правило связан:
с тем, что заказчик и исполнитель живут в разных городах;
с тем, что для исполнителя это не основной вид заработка;
с тем, что для заказчика это единоразовый заказ.
ndg
0
ndg, 6 Ноября 2009 , url
Ну и с независимостью, плавно переходящей в неорганизованность
comander
0
comander, 6 Ноября 2009 , url
и что? журналистика как то отменяет аську? :)
ndg
0
ndg, 6 Ноября 2009 , url
Я отвечал на коммент про "аутичных" фрилансеров. Что касается аськи вот именно, об этом-то и речь, что не отменяет. И если, Вам вдруг стало надо на послезавтра, а не на вчера, неужели нельзя сказать, тем более, что человек предупреждал, что итак много работы. Или Вы предлагаете мне после того, как все оговорено, каждый час переспрашивать: а может можно попозже?
comander
0
comander, 6 Ноября 2009 , url
agile
зачем каждый час? просто раз в день обменяться статусами
ndg
0
ndg, 6 Ноября 2009 , url
Может быть Вы правы, но честно говоря я с таким подходом в этой сфере не встречался. Да и честно говоря не знаю как охарактеризовать степень готовности, скажем, на стадии сбора информации. Потом, конечно, можно считать в тысячах знаков, но и там с их числом и окончательной готовностью материала тоже связь далеко не всегда линейная.
Хотя, наверное, было бы неплохо, если разработать какую-то систему. Но я ни разу не сталкивался с таким подходом.
comander
0
comander, 6 Ноября 2009 , url
да дело даже не в количестве готовых знаков.
просто на уровне "как дела" пообщались. выяснили что спешка еще важна… что процесс идет и разбежались.
но я то в команде работаю — своя специфика. просто транслирую опыт на отношения заказчик — исполнитель
Mopok
+1
Mopok, 7 Ноября 2009 , url
И если, Вам вдруг стало надо на послезавтра, а не на вчера, неужели нельзя сказать, тем более, что человек предупреждал, что итак много работы.


Еще раз, поймите позицию заказчика: заказана (а зачастую и частично оплачена) услуга с какими-то конкретными параметрами, в том числе временными. Стоимость услуги очень сильно зависит от временных параметров.

Откуда вообще у исполнителя появляется мысль о том, что заказчик даже если необходимость в срочности отпала должен упрощать ему работу, фактически оплатить медленную работу по более высоким ставкам как срочную?

Т.е. упростить конечно можно, но что-то мне подсказывает, что если при этом заказчик поднимет тему что поскольку сроки выполнения работы удлиняются, то и стоимость должна быть снижена… так вот, есть у меня ощущение что такой подход встретит резонные возражения со стороны исполнителя что изначально договоренность была другая, что он отложил все остальные проекты, не спал ночами, работал в выходные и т.д…

В таких условиях, заказчику проще всего вообще ничего не делать — не сообщать о переносе сроков, не поднимать тему удешевления и т.д. а если заказчик и предупреждает о переносе и о том что можно не напрягаться это как мне кажется следует рассматривать исключительно как его добрую волю, но отнюдь не воспринимать как должное.
SECL
0
SECL, 6 Ноября 2009 , url
Хорошая статья и еще лучше обсуждение на Хабре (хоть и длинное): там люди дают рецепты как избегать негативных исходов.
Dozore
+1
Dozore, 6 Ноября 2009 , url
Как в старом анекдоте:
-Ребята, я только что выиграл тендер на 20000$ по С++ !!!
-Нифига себе, поздравляем, ну ты монстр!
-Ага, спс, только я не знаю что такое С++ :)

Есть на фрилансе хорошие люди, просто нужно их искать. Уделить час времени ни на составление контрактов, а на изучение портфолио, отзывов и прочих данных фрилансера. А заказчики обычно ведутся на низкую цену и невероятно быстрые сроки, которые ставят новички, чтобы вырвать заказ. А что с ним делать дальше, он пока не знает, но точно разберется.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать