Стокгольмский Институт исследования проблем мира (SIPRI) опубликовал исследование «Китай готовится к Арктике, свободной ото льда». Его автор Линда Якобсон утверждает, что китайцы с особой подозрительностью относятся к намерениям России в регионе. В Поднебесной опасаются, что, даже если требования Москвы на расширение своей части арктического шельфа не будут удовлетворены, Россия будет взимать слишком большие сборы при проходе кораблей в ее исключительной экономической зоне.
Китай придает все большее значение последствиям таяния льдов в Северном Ледовитом океане в результате изменения климата. В Поднебесной подсчитали, какие экономические выгоды сулит возможность доставки товаров в Европу в обход традиционных торговых путей, идущих через Малакский пролив и Суэцкий канал. Маршрут из Шанхая до Гамбурга через Северный морской путь, проходящий от Берингова пролива на востоке до Новой земли на западе, оказался бы на 6400 км короче южного. Кроме того, стоимость страхования судов, идущих через Аденский залив в Суэцкий канал, с сентября 2008 по март 2009 года выросла из-за промышляющих в регионе пиратов в 10 раз. До российского Севера сомалийские флибустьеры вряд ли доберутся.
Российские специалисты не удивлены активизацией Китая в Арктике. По словам Михаила Флинта, доктора биологических наук, замдиректора Института океанологии имени Ширшова РАН, Арктика стала тем районом Мирового океана, на котором человечество будет оттачивать сейчас свои способности к международному компромиссу. «Вы спрашивали: почему туда стремятся индийцы, корейцы, китайцы? Потому, что они хотят претендовать на часть пирога, лежащего в открытой части Арктического бассейна», – сказал эксперт в беседе с «НГ».
проблема (1)