Ровно 50 лет назад ракетой ЗРК С-75 под Свердловском был сбит американский высотный самолет-разведчик «Локхид» U-2

отметили
100
человек
в архиве
Ровно 50 лет назад ракетой ЗРК С-75  под Свердловском был сбит американский высотный самолет-разведчик «Локхид» U-2
30 апреля в музее ГСКБ «Алмаз-Антей» произошло событие, которое далеко выбивается из разряда рядовых. В музее состоялась встреча разработчиков отечественных зенитных ракетных комплексов с Фрэнсисом Гэри Пауэрсом-младшим — основателем музея «холодной войны» в США и сыном легендарного пилота U-2 Ф.Г. Пауэрса, сбитого под Свердловском 1 мая 1960 года. Мы одержали в 1960-м году свою Победу – военную, идеологическую, но самое главное – моральную. Мы доказали всему миру, что мы можем относиться к своим противникам по-человечески. И это очень хорошо понимает Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший, который пришел на встречу с нашими ракетчиками с георгиевской ленточкой на лацкане пиджака.

Эта уникальная встреча была посвящена юбилею этого знакового инцидента «холодной войны», которому 1 мая исполняется 50 лет. Напомним, что 1 мая 1960 г. в районе г. Свердловска был сбит разведывательный самолет ВВС США U-2 «Локхид», пилотируемый военным летчиком Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Вдвойне этот случай примечателен тем, что тогда впервые для пресечения действий авиации был применен зенитный ракетный комплекс С-75, созданный в НПО «Алмаз» (ныне – ГСКБ «Алмаз-Антей»).
Добавил nik191 nik191 1 Мая 2010
Комментарии участников:
nik191
+1
nik191, 1 Мая 2010 , url
Я в тот день смотрел репортаж о первомайской демонстрации по телевизору. Было видно по обстановке, что происходит что-то неординарное.
Только через некоторое время сообщили о происшедшем. До этого у СССР не было средств противодействия полетам У-2, истребители не могли поразить У-2 на такой высоте. Поэтому американские самолеты-разведчики чувствовали себя вольготно над нашей территорией.
После случившегося с Пауэрсом полеты прекратились
nil
0
nil, 2 Мая 2010 , url
а я вот успел повоевать на "семьдесят пятом". Правда в начале 80-х это уже практически был металлолом. Но во второй линии они были практически повсеместно.

Интересно, а сейчас эта легенда еще где-то стоит?
vgadalka.ru
0
vgadalka.ru, 2 Мая 2010 , url
Возможно мой отец участвовал в этом "сбитии". Он в то время служил в Монголии на радаре и рассказывал, что вел цель — самолет разведчик, который успешно сбили и его наградили долгосрочным отпуском, что ценилось тогда даже больше медали.
eugenep
+8
eugenep, 2 Мая 2010 , url
самолет "завалило" обломками нашей ракеты

Это должно быть необычно както чтоли? Вообщето как раз вот так и работают ракеты против воздушных целей.
Но кроме этого самой ракетой по ошибке был уничтожен наш летчик, который летел на перехват.

Он был сбит второй ракетой, они обычно запускаются парами.

eugenep
+5
eugenep, 2 Мая 2010 , url
Пытались сбить, но случайно зацепили? Это сильно =)
Наших летчиков сбивают не всегда, конечно. Некоторые и через 40 лет после этого сбивают чужие пассажирские самолеты вместо своих летчиков, например.
zold
+6
zold, 2 Мая 2010 , url
Скажите, а это как можно на высоте 18 300 м случайно "зацепить"?
Osado
+7
Osado, 2 Мая 2010 , url
Самолёты не сбивают прямым попаданием (кинетической энергией). Наоборот, специально напичкивают боеголовку ракеты ПВО осколками, и уже осколки уничтожают истребитель.
efys
+1
efys, 4 Мая 2010 , url
В ракете от С300 боевой заряд это шар сантиметров 30 в диаметре покрытый сверху несколькими слоями 5мм стальных кубиков. Ракета подлетает к цели на достаточное расстояние и бесконтактный взрыватель производит подрыв. Плотное облако мелких осколков летит с громадной скоростью навстречу объекту превращая его в решето.
u.nik.myopenid.com
+5
u.nik.myopenid.com, 2 Мая 2010 , url
Вот глупости говорить изволите.
ПВО не сбивает цель прямым попаданием. Сигнал на подрыв передается ракете при сближении с целью на расстояние эффективного поражения, для комплекса С-125 которому нас учили это ~30 метров.

Сбитие Пауэрса это высшее достижение, пик нашего ПВО, вместе с заваливанием кажется во Вьетнаме одного B-52, но это уже другая история.
dkonst
0
dkonst, 2 Мая 2010 , url
А я думал сбитие стэлса в югославии — высшее достижение нашего ПВО?
u.nik.myopenid.com
0
u.nik.myopenid.com, 3 Мая 2010 , url
Во-первых, это эпизод весьма туманный и как именно сбили — однозначных сведений нет. Многие говорят про МИГ-29.
Во-вторых, B-52 настолько же круче тоже довольно старенького (сейчас уже снят с вооружения, а с производства уже лет 20) F-117, насколько линкор круче какого-нибудь эсминца.
dkonst
0
dkonst, 3 Мая 2010 , url
Признаюсь честно, не знаком с историей сбития б52, но так интуитивно предположу что технологии были использованы как в первом так и втором — одни и те же, как со стороны американцев так и со стороны советских военных. а по поводу миг 29 — это врят ли ибо в это время в югославии уже не было мигов и поэтому америкнцы совершили полеты абсолютно свободно, что их и погубило
u.nik.myopenid.com
+1
u.nik.myopenid.com, 4 Мая 2010 , url
F-117 как цель от B-52 мало чем отличается — тоже медленный, скорость практически одна и та же, маломаневренный. Полагался только на малозаметность, что не всегда срабатывает. Да еще этот конкретный экземпляр летел в одиночку и не осторожничая, а B-52 во Вьетнаме летали только группами, с прикрытием и постановкой радиоэлектронной защиты. В общем, повторяя аналогию, разница примерно как для подводной лодки утопить зазевавшийся одиночный эсминец, или флагман в середине большого конвоя.
Почитать про B-52 во Вьетнаме можно здесь. Историю сбития первого нам рассказывал подполковник на военной кафедре, который там воевал, но поскольку подтвердить мне ее нечем, то и пересказывать не буду. Тем более что ничего этакого там не было, просто считалось до того невозможным.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать