Петр ГРиценко: У русинов есть цель, а у Украины – нет
отметили
9
человек
в архиве

В Интернете можно найти много материалов о Республике Подкарпатская Русь, которая провозглашена в Закарпатской области, но функционирует в основном в виртуальном пространстве. Но что же все-таки собой представляет Подкарпатская Русь – часть Русского мира или часть Центральной Европы? Мы берем интервью у премьер-министра этой официально пока еще непризнанной республики русинов – Петра Ивановича Гецко.
Петр Иванович Гецко родился 1 января 1965 года в селе Кушница Иршавского района Закарпатской области в многодетной семье. После окончания Кушницкой средней школы в 1981 году работал каменщиком в строительном управлении №52 треста «Львовжилстрой». В 1983 году был призван на действительную воинскую службу в воздушно-десантные войска. Служил в Прибалтике и Молдавии. Кандидат в мастера спорта по борьбе самбо. После службы в армии поступил в Московский инженерно-физический институт на факультет автоматики и электроники, получил образование инженера системотехника. Работал в Киеве в АО «Росток». С 1997 года возглавляет общественную организацию «Занятость». В русинском движении с 1996 года. На II Европейском Конгрессе Подкарпатских Русинов избран премьер-министром правительства Республики Подкарпатская Русь.
– Петр Иванович, так что же подтолкнуло русинов к определению самоидентичности? Практически половину столетия (с момента присоединения к СССР в 1945 году и до сих пор) считали себя украинцами, а потом вдруг «осознали заблуждения» и объявили себя отдельной русинской нацией?
– Для начала хотелось бы в двух словах сказать о том, что о жителях Западной Украины бытует ложное представление – все они на 100% бандеровцы и националисты. Не многие знают, что Львов и Ужгород – это две разные ментальности и культуры, хотя и близкие соседи. В 1946 году все русины Подкарпатской Руси были записаны украинцами: им оперативно выдали новые свидетельства о рождениях, в которых у всех жителей Закарпатья указана национальность – украинец (украинка), местом рождения – УССР, а не Австро-Венгрия или Чехословакия. Государство делало все, чтоб усилить украинское влияние в крае, в частности, поддерживало переселение этнических украинцев из Центральной Украины и Галичины, перевело обучение в школах на украинский язык. В таких условиях русинская самоидентификация стала невозможной, а иногда и просто опасной...
Во всех странах, где живут русины, их признают отдельным национальным меньшинством. А в Украине даже после развала СССР и обретения независимости в русинском вопросе почти ничего не изменилось – с самоидентичностью «украинцы» продолжает жить значительная часть населения Закарпатской области (русинов), не знающая ни русинского языка, ни культуры, ни истории, потому как по-прежнему утверждается, что русины «часть украинского народа».
И все-таки 1991 год (год развала СССР) я бы особо отметил в истории развития русинской нации. Для русинской интелегенции этот период послужил толчком в сплочении и самоидентификации русинской нации, формировании русинского самосознания. Причиной тому, на мой взгляд, послужила угроза поглощения русин Галичиной. Галичане надеялись, что у них-то уж точно получится заставить русин не только разговаривать, но и думать исключительно по-украински, а ведь у венгров на протяжении 900 лет господства над нами таки не получилось заставить нас заговорить и думать по-венгерски!
После развала СССР в среде русинской интеллигенции начались обсуждения национальной идентичности русинов, дискуссии о путях развития русинской нации, были заявлены первые русинские декларации. Суть проблем русинов была сведена до необходимости четкого определения нации по двум основным позициям – целесообразности отделения этнической территории (на юг от Карпат) и национальной идентификации. В 1991 году русины имели такие же основания на свое независимое государство, как и Украина. Но все-таки, поверив Украине, русинская элита предлагала автономию русинов в составе Украины и план ее реализации – мирно, с соблюдением соответствующих правовых механизмов (через референдум). Хочу отметить, что русины – мирный и доверчивый народ, а потому и вариант решения их проблем был основан на доверии к Украине.
Петр Иванович Гецко родился 1 января 1965 года в селе Кушница Иршавского района Закарпатской области в многодетной семье. После окончания Кушницкой средней школы в 1981 году работал каменщиком в строительном управлении №52 треста «Львовжилстрой». В 1983 году был призван на действительную воинскую службу в воздушно-десантные войска. Служил в Прибалтике и Молдавии. Кандидат в мастера спорта по борьбе самбо. После службы в армии поступил в Московский инженерно-физический институт на факультет автоматики и электроники, получил образование инженера системотехника. Работал в Киеве в АО «Росток». С 1997 года возглавляет общественную организацию «Занятость». В русинском движении с 1996 года. На II Европейском Конгрессе Подкарпатских Русинов избран премьер-министром правительства Республики Подкарпатская Русь.
– Петр Иванович, так что же подтолкнуло русинов к определению самоидентичности? Практически половину столетия (с момента присоединения к СССР в 1945 году и до сих пор) считали себя украинцами, а потом вдруг «осознали заблуждения» и объявили себя отдельной русинской нацией?
– Для начала хотелось бы в двух словах сказать о том, что о жителях Западной Украины бытует ложное представление – все они на 100% бандеровцы и националисты. Не многие знают, что Львов и Ужгород – это две разные ментальности и культуры, хотя и близкие соседи. В 1946 году все русины Подкарпатской Руси были записаны украинцами: им оперативно выдали новые свидетельства о рождениях, в которых у всех жителей Закарпатья указана национальность – украинец (украинка), местом рождения – УССР, а не Австро-Венгрия или Чехословакия. Государство делало все, чтоб усилить украинское влияние в крае, в частности, поддерживало переселение этнических украинцев из Центральной Украины и Галичины, перевело обучение в школах на украинский язык. В таких условиях русинская самоидентификация стала невозможной, а иногда и просто опасной...
Во всех странах, где живут русины, их признают отдельным национальным меньшинством. А в Украине даже после развала СССР и обретения независимости в русинском вопросе почти ничего не изменилось – с самоидентичностью «украинцы» продолжает жить значительная часть населения Закарпатской области (русинов), не знающая ни русинского языка, ни культуры, ни истории, потому как по-прежнему утверждается, что русины «часть украинского народа».
И все-таки 1991 год (год развала СССР) я бы особо отметил в истории развития русинской нации. Для русинской интелегенции этот период послужил толчком в сплочении и самоидентификации русинской нации, формировании русинского самосознания. Причиной тому, на мой взгляд, послужила угроза поглощения русин Галичиной. Галичане надеялись, что у них-то уж точно получится заставить русин не только разговаривать, но и думать исключительно по-украински, а ведь у венгров на протяжении 900 лет господства над нами таки не получилось заставить нас заговорить и думать по-венгерски!
После развала СССР в среде русинской интеллигенции начались обсуждения национальной идентичности русинов, дискуссии о путях развития русинской нации, были заявлены первые русинские декларации. Суть проблем русинов была сведена до необходимости четкого определения нации по двум основным позициям – целесообразности отделения этнической территории (на юг от Карпат) и национальной идентификации. В 1991 году русины имели такие же основания на свое независимое государство, как и Украина. Но все-таки, поверив Украине, русинская элита предлагала автономию русинов в составе Украины и план ее реализации – мирно, с соблюдением соответствующих правовых механизмов (через референдум). Хочу отметить, что русины – мирный и доверчивый народ, а потому и вариант решения их проблем был основан на доверии к Украине.
1 комментарий
проблема (2)
Вы знаете, кто такие русины?
Комментарии участников:
Народ — нормальная статья. Прошу поддержать исправление )) Там правда сам описался в одной букве…