Все финансирование выборного процесса находится в руках государства. А нынешний лидер «Единой России» не снизу пришел с этой партией и завоевал большинство, а, будучи президентом страны, создал условия, при которых она выиграла гонку. И лишь потом ее возглавил. Не будучи членом этой партии. В мире это прецедент. Нигде нет ничего подобного. На самом деле в России сегодня происходит некий косвенный захват власти. Сегодня у премьера, вчерашнего президента, Государственная Дума практически под контролем. Губернаторы в полном подчинении. Они тоже под топором. С моей точки зрения – типичный авторитарный режим.
«СП»: — Может быть, авторитарный режим с элементами демократии? Или с остатками демократии?
— С элементами демократии – я бы не сказал. Но с остатками демократии – да. Потому что со всех сторон пытаются ее поджать. Особенно за счет митингов и выступлений в средствах массовой информации. Для вида кое-что оставляют. Скажем, по «Эху Москвы» можно все что угодно сегодня говорить. Но «Эхо Москвы» не покрывает того пространства, которое с точки зрения властей является критическим.
Когда Путин в 2000 году пришел к власти, он постепенно, шаг за шагом принялся уходить от демократических завоеваний и институтов. Я, например, называю демократическим институтом Совет Федерации. Мы ведь его построили не для того, чтобы поднять уровень губернаторов. Создавали взамен Палаты национальностей. Туда входили депутаты всех национальных республик. Взамен сделали Совет Федерации и включили в него первых лиц регионов. На это пришлось пойти потому, что после принятия новой Конституции России оказалось, что она находится в резком противоречии с конституциями некоторых республик. Надо было остановить процесс дальнейшего распада страны. Ведь у нас так Советский Союз начинал разваливаться. Мы же приняли решение в Верховном Совете России, что законы Советского Союза на территории Российской Федерации могут действовать только после одобрения Верховным Советом России. Это, конечно, был первый шаг к развалу СССР.
проблема (1)