Комментарии участников:
На прошлой неделе ВВС США подписали контракт стоимостью 230 тыс. долл. с Lockheed Martin на разработку концепции микроволнового оружияЭто только за небольшую пачку бумаги не более одного печатного листа (традиционный объём для концепции). В этой книге об этом.
Рои Батиста — высокий худощавый брюнет, утверждающий, что благодаря кратковременному пребыванию в Лас-Вегасе в качестве репортера он приобрел иммунитет против шока, который вызывает гигантская концентрация богатства и символов изобилия. И тем не менее, поступив недавно па работу в «Систем дивелопмент кор-порейшн», крупную «фабрику мысли» в Санта-Монике, Калифорния, в качестве специалиста по связям с общественностью, Батиста обнаружил, что он все-таки не обладает достаточной подготовкой.
«Когда я впервые попал сюда, я никак не мог свыкнуться с фактом, что, хотя доходы этого предприятия составляли 60 млн. долл. в год, вся наша годовая продукция — и я действительно имею в виду всю продукцию — может уместиться на этом столе», — говорит он и, указывая на маленький столик, за которым он пьет кофе, добавляет: «Даже после Лас-Вегаса для меня это неожиданно». Его реакция типичная не только для новичков, впервые очутившись в стенах «фабрики мысли»; ветераны также бывают потрясены несуразно высокой стоимостью их бумаг. Высоко подняв один-единственный продолговатый листок, Герман Кан — руководитель Гудзоновского института, пожалуй, самый знаменитый деятель из тех, кто подвизается сегодня на поприще «фабрик мысли»,— усмехаясь, говорит: «Вот это видите? Это стоит 3 миллиона долларов».
«Бумажная алхимия» — вот термин, который употребляется (преимущественно шутливо, но тем не менее оправданно) для описания подобного явления. Именно это производство дорогостоящих бумаг является общих для всех многообразных учреждений, известных кар «фабрики мысли». Они не создают почти ничего вещественного, кроме бумаги. Главный их продукт — это теоретические изыскания, обычно облеченные в форму отчето или исследований, представляющих собой варианты раз-личных мероприятий, оценки, проекты, теории, рекомендации, предупреждения, перспективные планы, статистические сводки, прогнозы, описания методов, тесты, анализы или попросту новые идеи. Все, что не зафиксировано на бумаге, обычно излагается устно, во время лекции, инструктажа или неофициальной беседы.
В тех случаях когда в результате деятельности «фабрики мысли» создается какой-либо новый продукт, например сыворотка или прибор, то это всего лишь образец, предлагаемый другим для копирования, производства и распространения. Одним из важных новшеств, созданных корпорацией «РЭНД», является приспособление, известное в электронной промышленности как «рэндовское табло». Это электронная плата, или «табло», посредством которого в ЭВМ вводятся графики, диаграммы и заметки, наносимые непосредственно авторучкой. Хотя это табло и является изобретением корпорации «РЭНД», но сама она его не производит.
«фабрика мысли» обладает некоторыми общими характерными чертами, которые, взятые в совокупности, помогают выделить ее среди аналогичных организаций. Она ориентирована на научную методологию, в частности исследование операций, но ее деятельность отнюдь не ограничивается научной тематикой. Благодаря характеру стоящих перед ней проблем и применяемым подходам деятельность «фабрики мысли» неизменно имеет многодисциплинарный характер, т. е. лишь в редких случаях для работы над каким-либо проектом привлекаются только узкие специалисты в конкретной области и почти всегда используется группа экспертов из различных областей для разработки крупных перспективных проектов.2. Бумажные пророки
Хотя «фабрика мысли» поддерживает тесный контакт с научными и инженерными кругами, она также связана стратегическими узами с внешним миром, будь то правительство, промышленность или, в некоторых случаях, общественность. Как правило, «фабрика мысли» обладает довольно значительной степенью свободы как при определении проблемы, которую она решает, так и при подготовке формулировок и рекомендаций. Если говорить о конкретном примере, то «фабрика мысли» вряд ли будет привлечена к разработке усовершенствованного радиолокатора для военных целей, но к ней обратятся в том случае, если потребуется получение прогноза состояния военной техники в следующем десятилетии и представить соображения, в том числе и относительно возможных новых усовершенствований в области радиолокационной техники, или, продолжая данный пример, определить потребность в радиолокационной установке нового типа, установить пункты размещения установок, найти пути максимально эффективного их использования, разработать методы использования станций при принятии решений и способы подготовки радарных операторов.
Таким образом, «фабрика мысли» будет в большей мере заинтересована в «радарной политике», чем непосредственно в самих технических средствах. Вообще говоря, «фабрики мысли» занимаются рядом широких областей. Если, например, говорить о корпорации «РЭНД», она занимается вопросами начиная от систем оружия до политики борьбы с бедностью. Возможно также изучение самых широких аспектов какой-либо одной области, как, например, военно-морских операций, как это обстоит в Центре военно-морского анализа — частной «фабрике мысли», обслуживающей ВМС США. Благодаря широким полномочиям и возможности для воздействия на творцов политики последней отличительной чертой «фабрик мысли» является то, что они определяют деятельность значительной части остального научного мира. «Фабрики мысли» вполне могут способствовать изменению целей и направлений деятельности, что в свою очередь может определять характер заданий, которые получают другие научно-исследовательские организации.
Это относительно свеженькое издание (если порыться на полках книжных магазинов, можно отыскать):
Диксон Пол
Фабрики мысли
• Серия: Philosophy [375]
Издательство: АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, Издательская группа АСТ, 2004 г.
ISBN: 5-17-026073-3
ISBN13: 978-5-17-026073-7
7 тис, 505 стр.
Диксон Пол
Фабрики мысли
• Серия: Philosophy [375]
Издательство: АСТ, ИЗДАТЕЛЬСТВО, Издательская группа АСТ, 2004 г.
ISBN: 5-17-026073-3
ISBN13: 978-5-17-026073-7
7 тис, 505 стр.
От издателя:
Эта книга, написанная П.Диксоном в 1970 году, вышла в то время, когда фабрики мысли переживали подлинный расцвет. В ней перед читателем предстает яркая картина возникновения и развития различных think tank, в том числе и знаменитой корпорации РЭНД. В центре внимания автора — описание фабрик, "не загрязняющих окружающую среду", "интеллектуальных производств", основным продуктом которых являются идеи, анализ, проекты, программы. Переиздание книги "Фабрики мысли" спустя более тридцати лет со дня ее выхода в свет свидетельствует о том, что актуальность поднятой П.Диксоном темы не только не снизилась, а, наоборот, значительно возросла, особенно для России.