Комментарии участников:
В связи с этой новостью интересно мнение немецкого эксперта о немецких футбольных фанатах
Профессор Гунтер Пильц
Профессор Гунтер Пильц
Тема "футбол и насилие" оказалась в Германии в центре внимания с середины 1990-х годов, когда стали появляться "ультрас" — объединившиеся в организованные группировки радикальные фанаты тех или иных команд. До этого драки и столкновения на футбольной почве тоже случались, но с появлением "ультрас" насилие стало неотъемлемой частью "околофутбольной" жизни. В Германии такие организованные группы поддержки спортивных команд насчитывают, порой, тысячи активных фанатов.Беспорядки во время мачта Второй лиги в Германии
Зачастую группировки "ультрас" имеют и коммерческие отношения со "своими" клубами. В последние годы появилось несколько исследований, посвященных психологии "ультрас", их субкультуре, их поведению, их связям с экстремистскими организациями.
"Ультрас" превыше всего?
"Ультрас", безусловно, любят свой клуб, живут его интересами, но это только часть их самоидентификации. Они ставят себя выше клуба, — считает наиболее известный немецкий специалист в этой сфере Гунтер Пильц (Gunter Pilz), профессор института спорта в Ганновере. Он является членом руководства Немецкого футбольного союза (DFB), и занимается борьбой с экстремизмом и насилием.
И как доказательство профессор Пильц приводит цитату из устава одной из группировок "ультрас": "Мы категорически против того, чтобы нас считали частью футбольной тусовки. Мы — ее основа. Футбол — это мы, клуб — это мы". Но поскольку футбол становится все более элитарным, а игроки все больше "отдаляются от народа", "ультрас" все больше занимаются… собой. Именно они создают субкультуру клуба, придумывают символику, шарфы, майки.
Будучи фанатичными сторонниками своего клуба, они столь же фанатично сражаются с "ультрас" противников. В последние годы на стадионах принимают все больше мер безопасности и контроля, повсюду стоят видеокамеры наблюдения. А потому "ультрас" переносят борьбу с противниками за пределы стадионов. Соответственно, враждебно "ультрас" относятся и ко всем стражам порядка, и к власти в целом — ведь она пытается их "прижать".
"Ультрас" опираются на низменные инстинкты толпы
"Ультрас" — это война
Для большинства "ультрас" не имеет значения, с кем сражаться, главное — сражаться и выступать единым фронтом, пишет профессор Пильц. По его мнению, особенность насилия, исходящего от "ультрас", заключается в том, что оно реактивно: "Если действия полиции, или каких-то людей им не нравятся, они тут же становятся агрессивными". Анализируя многочисленные столкновения, Пильц приходит к выводу, что в отличие от обычных футбольных хулиганов, которые избегают столкновений с хорошо оснащенной полицией, "ультрас" воспринимают ее действия как провокацию и становятся еще более агрессивными.
У немецких "ультрас" три постоянных врага: полиция, журналисты и футбольные клубы. В борьбе с ними "ультрас" забывают свои противоречия и выступают сообща и ожесточеннее, чем обычно.
Лейпциг после футбольного матча двух местных команд
Национализм — основа движения
Помимо прочего немецкие "ультрас" являются ксенофобами по определению, а именно — националистами и расистами. Борьба с проявлениями ксенофобии названа одной из основных задач властей, прессы и клубов. Но, поскольку это все враги "ультрас", указывает эксперт, то и реакция радикальных фанатов на борьбу с ними является соответствующей. Иными словами, все призывы к толерантности тут бессмысленны.
К тому же футбол, выражаясь словами Пильца, является параболическим зеркалом, в котором, благодаря СМИ, все проблемы общества не просто отражаются, а укрупняются и становятся более явными.
Изменить ситуацию можно лишь одним путем: при помощи воспитательной работы с лидерами "ультрас", а также при содействии игроков, пишет профессор Пильц в рекомендациях для правоохранительных органов и клубов.
Первое при нынешней нехватке средств на финансирование таких проектов — маловероятно. Второе, однако, в Германии практикуется. Власти отмечают, что на международных встречах и матчах Бундеслиги проявления расизма, антисемитизма, ксенофобии стали реже. Но на матчах "нижних уровней" это остается серьезной проблемой.
Пильц пусть идет в пильц, а то в других странах нет беспорядков на митингах и т.д., куча было и ничего