Открытое письмо преподавателя литературы по поводу введения новых образовательных стандартов старшей школы

отметили
82
человека
в архиве
С введением новых государственных образовательных стандартов я уволюсь из школы. Ищу работу. Какую? Да любую осмысленную: в любой коммерческой фирме, социальным работником. В конце концов, в юности меня очень привлекала работа санитарки в больнице: мытье полов, судна, добрые разговоры с больными людьми. Все это — гораздо более ценно, чем то, что на сегодняшний день мне предложило государство.

Не могу сказать, что я неудачно работала 13 лет. В конце девяностых на моем счету было более 20 победителей городской олимпиады по литературе, интегрированные научные исследования, работа в районной олимпиадной комиссии, в серебряной и золотой медальных. Один из тех учеников — в 27 лет дипломат в Польше. Это мой ученик, с которым в десятом создавалось научное исследование по литературе, в одиннадцатом вычищалась каждая строчка, каждая речевая ошибка в шестистраничных сочинениях, чтобы к маю, к выпускному сочинению, выработался яркий индивидуальный стиль — он тогда был у большинства моих выпускников.

В 2005-м отксерокопировала все сочинения, написанные выпускниками на последнем в нашей истории письменном экзамене по литературе. Дала почитать коллегам. Храню.

В 2008-м в последний раз провела устный экзамен по литературе. Последнюю консультацию отсидели до последней минуты, бегом побежали репетировать спектакль к последнему звонку. Помню этот момент.

Не могу сказать, что сейчас у меня нет достижений. По-прежнему девятиклассники учат 20 стихотворений Пушкина, одиннадцатиклассники — 30 шедевров лирики 20 века, по-прежнему удается уговорить прочитать хотя бы тома 2 из «Войны и мира» Толстого, по-прежнему читаю сочинения. Но это мои собственные достижения, достижения моей личной воли и ответственности.

Когда держу в руках вымученные страницу-две сочинения сегодняшнего выпускника, оправдываюсь, почему я работаю в школе до настоящего момента, таким образом: государство, наверное, заинтересовано в том, чтобы достижения культуры, благодаря которым в том числе сформировалась российская государственность, стали достоянием
Добавил fStrange fStrange 24 Января 2011
Комментарии участников:
MonGeneral
+14
MonGeneral, 24 Января 2011 , url
Привет братьям Фурсенко!
Злой Че
+11
Злой Че, 24 Января 2011 , url
Долой Пушкина и Гоголя, даёшь воспитание патриотизма!
И вот наконец литература объявлена необязательным предметом. Ее можно выбрать, а можно — только предмет русский язык для подготовки к ЕГЭ. Что это означает лично для меня? Просто то, что смысл моей работы утрачивается. Школьный предмет, который был проводником не только знаний об одном из видов искусства, но формировал понятие об общечеловеческих духовных ценностях, философии, мировоззрении людей разных эпох, учил свободно мыслить, выстраивал индивидуальный язык и стиль ребенка, больше не нужен государству как обязательный. Значит, государство открыто заявило: ему больше не нужны личности. А я в свою очередь не хочу работать на такое государство. Если гуманитарное образование еще нужно некоторым родителям, они должны понять: государственная школа здесь больше ни при чем, она фактически отказалось от воспитания свободных граждан своей страны. Отказалось от единственного существовавшего до сих пор реального механизма такого воспитания.
Lim
+3
Lim, 24 Января 2011 , url
Здравствуй, немытая Россия!
V.I.Baranov
+1
V.I.Baranov, 24 Января 2011 , url
Страна рабов, страна господ…
MonGeneral
+17
MonGeneral, 24 Января 2011 , url
Хочу отдельно выделить 7 «главных нехочух», которыми Мария Чистяков тему завершает:
— Я не хочу лгать, и говорить детям правду о новой действительности тоже больше не хочу.

— В общем, я не хочу быть обслуживающим персоналом в государстве, высшие эшелоны власти в котором стали собранием дельцов, превративших в торговлю или в платную услугу все и вся.

— я не хочу работать в ситуации, когда государство будет иметь право в будущем в зависимости от ситуации менять свой «заказ на услугу» школам, я не хочу работать по такому «заказу», за которым не стоит никакого принципа, кроме рыночного.

— Я не хочу работать по стандартам, в которых нет содержания.

— Я не хочу воспитывать, обучая, я хочу учить, воспитывая.

— Я не хочу получать деньги от государства, которое уничтожает на глазах то, что создано поколениями его граждан. Уничтожает в лице творческих художественных школ, науки, обязательной литературы и многого другого ту самую русскую культуру, благодаря которой это государство еще существует до сих пор.

— Я не хочу применять свои способности и таланты там, где происходит постепенное уничтожение самих основ национальной культуры.

Очень сильно — вот настоящая гражданская позиция.

skrt
+9
skrt, 24 Января 2011 , url
Да — сильно. Заслуживает отдельной новости и топа
Vonzales
+2
Vonzales, 24 Января 2011 , url
Зато новая реформа медвепутов вводит как обязательный школьный предмет — «патриотическое воспитание»! Можно представить как они там будут промывать нашим детям мозги.
Max Folder
+2
Max Folder, 24 Января 2011 , url
Можно представить как они там будут промывать нашим детям мозги.

Плохо будут промывать.
Nik_vr
+1
Nik_vr, 24 Января 2011 , url
Пока в школах работают учителя, получавшие ещё «советское» образование — будут промывать плохо. Но когда педагогов, похожих на героиню этой новости, сменят выпускники фурсенковских вузов, у которых мозги уже будут промыты…
Max Folder
+2
Max Folder, 24 Января 2011 , url
Так промывать тоже надо уметь.
FANTiK123
0
FANTiK123, 25 Января 2011 , url
Есть такое очень известное выражение Дарвина: «Выживает сильнейший», кому надо тот узнает правду, а кому не надо, тот и будет жить с тем что ему в школе «наплели»
VAshot
+3
VAshot, 24 Января 2011 , url
Пермский терминатор
Директора лицея № 9 города Перми, Адилю БУШУЕВУ увольняют. Об этом стало известно на минувшей неделе, в пятницу. Бесконтрольное истребление заслуженных сотрудников образования города продолжается. На этот раз педагоги, оставшиеся без руководителя, собираются бороться варварской политикой пермского терминатора от образования.
FANTiK123
-2
FANTiK123, 25 Января 2011 , url
Никогда не считал, что литература это важный предмет. Не читал ни одной книги из того что давали в старших классах (кроме мертвых душ и рассказ про раскольникова) остальное как по мне в этом возрасте не необходимо. Такие произведения по моему мнению должны читаться в более сознательном возрасте, а не в шкльные годы. Эти произведения очень серьезны для школьных «мозгов». Сам очень люблю читать, прочитал очень много книг во время учебы (маин рид, таинственный остров, и тд 20 книг как минимум (это к тому что многие подумают что я не любитель читать и что я неуч)). В школе мы (80%) в основном читали краткую рецензию к произведению и этим все заканчивалось. Преподователь не мог нас заставить читать (а ту бы мы ему попортили бы статистику). Как по мне программа должа быть сокращена, незачем забивать голову школьнику этими «классическими произведениями», кто желает саморазвиваться тот сам возьмет и прочитает. К тому же в жизни это никому не пригодится.
fStrange
+4
fStrange, 25 Января 2011 , url
Эти произведения очень серьезны для школьных «мозгов»

для этого существует преподаватель.

К тому же в жизни это никому не пригодится.

:) да, точка зрения фурсеноидов именно такова.
Lim
+1
Lim, 25 Января 2011 , url
так-то оно так, но в данном случае суть не в литературе, а в том, что уничтожается культура воспитания человека в школьном возрасте.
ur001
-1
ur001, 25 Января 2011 , url
С ужасом вспоминаю о «литре». Школьная «программа» литературы разработанная в индустриальную эру роботами для роботов. Массовоё производство «образования» для всех. С «точными» предметами всё проще — одна прямая через две точки, значит одна. А с «гуманитарными» (т.е. про человека, заметьте) было сложнее… Но программу всё же составили. С тех пор поменялся лишь список «обязательного к прочтению», а методика всё таже.

План сочинения соответствующий стандарту.
«Луч света в тёмном царстве» ли Катерина или кто?
Где в сюжете развязка-завязка-кульминация?
А что об этом думает Великий Критик Русской Литературы Белинский?
И т.д. и т.п. Шаблоны, шаблоны, шаблоны.

Все учителя литературы ненавидели «краткие изложения» всего курса литературы, со всеми вариантами ответов на их унылые вопросы. Но в этих книжках было ВСЁ что они преподавали, даже шаблоны «правильных» сочинений. Если ты хотел 5 по литературе ты должен был уметь писать только «правильные» сочинения. Я помню сочинения наших медалисток куда-то там посылали на проверку. Я уверен, что сейчас эту проверку автоматизировали, программа ставит оценку на основе статистики встречающихся словосочетаний.

Воспринимать литературу «по-своему» было нельзя. Читать «не по программе» — нельзя. У меня по литературе было 3, я этим горжусь :) И я рад, что теперь этот предмет — необязательный, а старые учителя увольняются. Пусть новые учителя будут смотреть на мир новее. Пусть «элитарность» урока повысит его качество. Конечно, может не помочь, но я надеюсь… Потому что литература — это про красоту, про воображение, про чувства и человеческие взаимоотношения, про взаимоотношения человека с миром. Это искуство, а искуство может преподавать только мастер. Нельзя «научить преподавать литературу», тем более по программе, тем более по «общеобразовательной» — это полнейший бред, неужели никто не понимает?
ЦерепЧм
+1
ЦерепЧм, 25 Января 2011 , url
Со дня окончания школы более тридцати лет прошло, но подпишусь под каждым словом. Почти все, что проходили в школе, прочитано и осмыслено в зрелом возрасте и чисто из любопытства, что же мы там проходили.
vguzev
0
vguzev, 25 Января 2011 , url
Что говорить… если канал «Культура» не вещается в Интернете! Нет её! И не нужна никому видимо сегодня…


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать