Радиоактивные облака, плывущие из Японии после взрывов на атомных электростанциях, придется осаждать в океан. Других вариантов спасения близлежащих территорий от радиации нет, говорят экологи. Океаническая фауна в той или иной степени пострадает, но люди будут спасены.
Отчасти спокойствие ученых объясняется японским информационным вакуумом. Данных для того, чтобы бить громкую тревогу, пока недостаточно. Информация, предоставленная японцами по радиации, в частности, составу выбросов и их высоте, весьма скудна, говорит Кислов. Так что, подчеркивают многие экологи, делать точные и долгосрочные прогнозы рано.
Так ли уж сильно пострадают флора и фауна океана? Пока особой опасности для них нет, считает заведующий кафедрой океанологии географического факультета МГУ Сергей Добролюбов. Вода хорошо поглощает радиацию, так что океанические животные и растения, по идее, не должны сильно пострадать. «У Тихого океана сумасшедшая динамика, все перемешается и разнесется», — добавляет доцент кафедры океанологии географического факультета МГУ Антонина Полякова. Да и короткоживущие нуклиды типа иода-131 в принципе не так опасны. Период полураспада иода-131 – чуть больше 8 суток.
Рыбы вообще более устойчивы к радиации, чем человек, продолжает Полякова. «Для человека 500 единиц радиоактивности – смертельная доза. Для рыб смертельная доза в два раза больше, — уточняет специалист. – Так что в нынешней ситуации ихтиофауна будет жить». Кстати, в океане есть и своя, естественная радиоактивность. «В микродозах в океанической воде присутствуют и калий-40, и стронций-90», — добавляет океанолог.
Но ни рыб из зоны заражения, ни марикультуры типа моллюсков, выращиваемых в устьях рек и лагунах, конечно, лучше не есть. Моллюски аккумулируют тяжелые металлы (ртуть и кадмий, к примеру) и могут накапливать радиоактивные вещества, поясняет Сергей Добролюбов.