![Сегодня православные отмечают Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии]()
Этот великий праздник в честь Богородицы, известный с VI в., отмечался в древности 25 марта, а по новому стилю (в православной традиции) был перенесен на 7 апреля.
Он посвящен тому дню, когда архангел Гавриил известил деву Марию о будущем рождении Иисуса Христа, мессии и Сына Божия: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.… и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (евангелие от Луки).
Для христиан Благовещение — великое торжество, «начальный момент истории очеловечивания бога, т.е. земной жизни Иисуса Христа». Предполагается, что непорочное зачатие произошло в тот самый миг, когда Мария выразила свою покорность Господней воле; поэтому Благовещение и Рождество разделяют девять месяцев. Кроме того, некоторые церковные писатели соотносили дату Благовещения с днем сотворения человека, противопоставляя смирение и постушание Марии непослушанию Евы, повлекшему за собой грехопадение. В VI в. архиепископ антиохийский Анастасий писал: «Сотворение человека было в 25-й день марта; а посему и Гавриил в этот день послан был благовестить Деве нетленное от Нее воплощение Спасителя и предвозвестить Ей имеющее совершиться чрез Нее спасение человеков. Ибо прилично, чтобы согрешивший и воссоздан был в такое же время, в какое создан». Своим согласием Мария — «новая Ева» — как бы искупила грех первой женщины и сделала первый шаг на пути спасения рода человеческого, а потому в церковной традиции Благовещение — третий по значимости праздник, главный после Рождества и Пасхи. Величие его таково, что он не отменяется даже в Пасху, и если праздники случайно совпадут, то этот день называют «кириопасха» (т.е. «господственная», «настоящая» Пасха); тогда в церкви сперва служат благовещенскую литургию и лишь потом приступают к пасхальной.
В славянской народной традиции Благовещение (Благовещенье, Благовещеньев день, как говорили крестьяне) не только постоянно сопоставляли с Пасхой, но даже порой ставили его выше Светлого Христова Воскресенья. Русские, например, говорили, что Благовещение «самый большой у Бога праздник», который отмечают все на небе, на земле и даже в подземном мире (по поверью, в этот день, как и на Пасху, грешников в аду не мучают, давая им передышку). Сам Иоанн Златоуст называл Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников». Даже светила небесные отмечают этот день: повсюду у славян считалось, что красное солнышко, радуясь «благой вести», на восходе «играет», переливаясь разными цветами и трепеща лучами, поэтому селяне специально выходили утром на возвышенности полюбоваться этим зрелищем. Карпатская легенда рассказывает, что когда однажды Благовещение совпало с Пасхой и священники не отслужили благовещенскую службу, перейдя сразу к пасхальной, солнце отказалось всходить и ночь…
проблема (9)