Режиссер Александр Сокуров: куда ушли советские зрители и как преодолеть современную деградацию?

отметили
27
человек
в архиве
Режиссер Александр Сокуров: куда ушли советские зрители и как преодолеть современную деградацию?
Почему многие фильмы, снятые известными режиссерами, которые они считают своими достижениями, не находят понимания у публики и коммерческого успеха?

— Я не отношу себя к таким режиссерам. Мои картины наполнены недостатками, у меня никогда не было нормальных условий для работы. Никто мне не выделяет достаточно денег, и никто вокруг меня кругами не ходит… Для того чтобы существовала связь кино со зрителем, нужен прокат, нужна система показа. В России она вся занята крупными американскими компаниями. Все экранное время занято, свободных кинотеатров нет. И я, сделав свою картину, нигде в России не могу ее показать. Если только кто-то из снисхождения этого не сделает. У меня нет не только рекламы, но даже информации. Многие картины, которые делал я, в России вообще не показывали. И никакой информации о них не появлялось. Все это стоит больших денег, которых у меня нет. В советский период каждая картина имела запланированный рекламный бюджет. Сейчас я не могу даже сообщить о том, что я делаю. Здесь нет никакого заговора или интриги, это просто реальность жизни. Сейчас нет в обществе востребованности художественных идей.

— Что может это изменить?

— Страшная, стрессовая ситуация общенационального масштаба. Решительная смена политической атмосферы в стране. Смена приоритетов. Политическая воля, понимание, что такое культура для России. Для России культура значит гораздо больше, чем для Германии или Италии. Россия без культуры превратится в национальные группки, которые будут ненавидеть друг друга. Только культура может удержать народ от одичания. Религия не удержит. Нет других нитей, кроме культурных, которые бы связывали людей прочно и в любви друг к другу.

— Почему так получается, что лучшие фильмы в нашей стране были сняты в годы несвободы, а как появилась свобода, исчезли выдающиеся произведения?

— Очень простой вопрос! Для того чтобы возникло двадцать очень хороших писателей, для того чтобы появилось поколение режиссеров, как в Советском Союзе (где было целое поколение блестящих режиссеров), надо, чтобы общий уровень культуры народа был довольно высоким. Только при наличии такого масштаба развития культуры, как в советский период, мог появиться такой активный и во многом благотворительный труд художников

— Вам это не напоминает то, что было во время первой волны эмиграции после революции?

— Напоминает. Только это не так очевидно… Тоталитарному государству совершенно необходимо искусство и кино, а демократическому…

— Это не парадоксально? Кажется, что должно быть наоборот.

— Нет. В тоталитарном государстве через сформулированную идеологию ставятся конкретные задачи именно перед таким масштабным явлением, как искусство. А демократическое государство таких задач не ставит вообще! Сбрасывает эту ношу на людей. А они далеко не всегда могут ее нести. Там, где государство уходит из культуры, — деградация. Это характерно для Старого Света.
Добавил fStrange fStrange 30 Мая 2011
Комментарии участников:
fStrange
+1
fStrange, 30 Мая 2011 , url
Рекомендую прочесть полностью. На мой взгляд глубочайшие мысли о месте кино в жизни, которые от большинства кинодеятелей не услышать.
MaksZzn
+10
MaksZzn, 30 Мая 2011 , url
Хорошая статья, спасибо.

Только вот мне показалось, что не демократическому государству не нужно киноискусство, а формируемому по всему миру обществу потребления не нужно большое искусство.

Собственно мы и деградируем по этому, даже наш министр образования помогает:
министр образования Андрей Фурсенко посетовал на оставшуюся с советских времён косную систему в своём ведомстве, упорно пытающуюся готовить человека-творца. Ныне же, по мнению министра, главное — взрастить потребителя, который сможет правильно использовать достижения и технологии, разработанные другими
fStrange
-1
fStrange, 30 Мая 2011 , url
а формируемому по всему миру обществу потребления
Никто его не формирует. Оно формируется само в условиях рыночной экономики. Но государство, в том числе и демократическое, вполне может этому противостоять.
И Сокуров привел достаточно веский довод, зачем это стоило бы делать России. Для гашения межнациональных противоречий хотя бы.
MaksZzn
0
MaksZzn, 30 Мая 2011 , url
Ну на мой взгляд весьма спорно, что его никто не формирует. Как раз его очень настойчиво и формируют. Но речь не об этом.

И Сокуров привел достаточно веский довод, зачем это стоило бы делать России. Для гашения межнациональных противоречий хотя бы.
Вот с этим я абсолютно согласен. Националистов всех мастей нужно не только и не столько физически давить. Но для этого должна быть вменяемая политика государства. И цели должны стоять соответствующие. А то мы и снимаем «УС-2» за государственные деньги для поднятия патриотизма.
V.I.Baranov
+1
V.I.Baranov, 30 Мая 2011 , url
В одном Сакуров абсолютно прав. Россия это в первую и самую главную очередь культурный феномен! И только во вторую, третью и пр. это государство, империя, территория и т.д.
fStrange
+2
fStrange, 30 Мая 2011 , url
Каждая страна — культурный феномен. И геополитический феномен и т.п.
V.I.Baranov
0
V.I.Baranov, 30 Мая 2011 , url
Э батенька, не в смысле сплочения разных национальностей культурой в одну большую нацию, которую за пределами России все остальные считают русскими. Даже на Земле Обетованной выходцев из России идентифицируют как русских, если не по крови, то по культуре точно.
fStrange
+2
fStrange, 30 Мая 2011 , url
Даже на Земле Обетованной выходцев из России идентифицируют как русских, если не по крови, то по культуре точно.
Это говорит лишь о большом кол-ве выходцев из России. А в Мозамбике русского легко будут путать с американцем к примеру.
V.I.Baranov
0
V.I.Baranov, 30 Мая 2011 , url
Вот я к тому же. В Мозамбике совсем не важно кто конкретно представляет Россию — татарин, чукча, горец или еврей. Все они в Мозамбике становятся русскими. Только на Родине у себя они это плохо понимают, т.е. плохо понимают, что все они русские.
u.nik.myopenid.com
+1
u.nik.myopenid.com, 30 Мая 2011 , url
Это обычное понятие суперэтноса.
В том же Мозамбике вряд ли станут без большой нужды различать испанца и португальца, а для вас самих нормандцы, прованцы и эльзасцы становятся французами.

Этнический феномен России ничем не превосходит феномен Китая или Европы.
V.I.Baranov
0
V.I.Baranov, 30 Мая 2011 , url
Супер этнос это наверно про Китай, а в России всего 150 миллионов и то толком, «без культурного феномена», ужиться не можем…
Max Folder
0
Max Folder, 31 Мая 2011 , url
Я думаю, нельзя говорить, что в советские времена народ был умнее. Наверняка, какие-нибудь индийские фильмы и «Пираты XX века» денег собирали больше, чем «Солярис». Просто тогда была система, включавшая и прокат, и производство, и рекламу, поэтому успешный прокат «Пиратов XX века» позволял выпустить что-нибудь менее коммерческое и поправить бюджет государства в целом.
Плюс сейчас все кинотеатры превращаются в однотипные развлекательные центры, мало кинотеатров других направленностей, в которых, наверное, и крутят Сокурова за границей — вряд ли он там выходит на тысячах экранов и становится лидером проката.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать