Комментарии участников:
Когда же Чечня провозгласит независимость от России… сколько денег на содержание террористов уходит…
В настоящее время президент северного государства Судан Омар аль-Башир готов официально признать независимость южного соседа. Он также будет гостем торжеств.Лишь бы не съели.
В этом есть плюс и для России. В некоторых рейтингах мы поднимемся на одну позицию или опустимся, как например, в рейтинге самых бедных стран.
Россия и США признали Южный Судан
Кроме России и США независимым государством Южный Судан уже признали ряд стран, включая Республику Судан, Египет, Францию, Канаду и Китай.
Обретению независимости предшествовала 21-летняя гражданская война, унесшая жизни почти 2 миллионов человек. После заключения мирного соглашения между правительством и повстанцами с юга в 2005 году Южному Судану был предоставлен статус автономии с правом на проведение референдума о независимости. Голосование удалось провести лишь в январе 2011 года, и 98 процентов избирателей высказались за выход страны из состава Республики Судан.
Южный Судан: нефть, война и нищета суверенной демократии
Нынешний раздел Судана – событие давно назревавшее и, видимо, отделением от ранее самой крупной по территории страны Африки южных штатов, процесс развала Судана не завершится. Судан, как и большинство его товарищей по несчастью – остальные «суверенные демократии», появившиеся в 50-60-х годах в Африке, имел абсолютно искусственные границы («тяжелое наследие колониального прошлого»), чудовищный по пестроте этнический состав («многонациональный народ Судана в едином порыве..»), религиозные конфликты (обитавшие на юге негры придерживались христианства и местных, анималистских верований, арабы на севере – ислама) и полное отсутствие какой-либо промышленности, науки, образования.
С момента своей независимости в 1956 году Судан последовательно преодолел около десятка военных переворотов, пережил две масштабных гражданских войны в южных штатах (1955-1972 и 1983-2005 годов), восстание сепаратистов в 2003 году в западном регионе Дарфур, приведшее к войне с Чадом, поддерживавшим повстанцев и резне мирного населения, пограничный конфликт с Египтом за «треугольник» Халаиба на берегу Красного моря, а также мятеж в приморских провинциях (примыкающих к Красному морю) боевиков Восточного фронта народа беджа, выступающих за создание там самостоятельного арабского государства.
Но до начала 90-х годов прошлого века Судан оставался нищим и никому не интересным аграрным захолустьем даже по африканским меркам. Перманентная война на юге и в Дарфуре привела к гибели сотен тысяч и бегству нескольких миллионов человек (по оценочным, т.е. малодостоверным данным), но это также малого кого заботило. Запасы природных ископаемых в стране оценивались как потенциально большие, но рисковать мало кто хотел. Американская компания Chevron начала геологоразведку в южном Судане в 1979 году, однако к 1984 году этот проект был заморожен из-за начавшейся в регионе войны.
Ситуация изменилась с появлением в Судане своего Владимира Путина – Омара Хасана Ахмед аль-Башира, пришедшим к власти стандартным для страны путем – через военный переворот. Во-первых, он сделал ставку на «патриотизм» и «традиции» (то есть, исламизм), а в экономической сфере – на добычу углеводородов, прежде всего, нефти. За последние 20 лет суточная добыча нефти в Судане выросла практически с нуля до 800 тысяч баррелей.
В стране были построены и модернизированы четыре современных нефтеперерабатывающих предприятия (НПЗ): в Хартуме (Khartoum Refinery, мощность переработки нефти до 70 тысяч баррелей в сутки), Порт-Судане на побережье Красного моря (Port Sudan Refinery, 50 тысяч баррелей в сутки), Эль Джиле (El Gily Refinery, 50 тысяч баррелей) и Эль-Обейде (El Obeid Refinery, 12 тысяч баррелей в сутки). В 1999-2000 годах в Судане был построен центральный нефтепровод из южных штатов в Порт-Судан, а также проведена более-менее сносная геологоразведка в ряде мест.
Оказалось, что Судан – это вторая Саудовская Аравия, во всяком случае, по мнению чиновников местного министерства энергетики и шахт. На 2009 год Судан имел порядка 5,5 миллиардов баррелей доказанных запасов нефти и 90 миллиардов кубометров газа (правда, он практически не добывается). Сколько же в Судане точно нефти, не известно толком никому. По мнению властей Судана, реальные запасы могут составлять и до 30 миллиардов баррелей (порядка 5 миллиардов тонн нефти).
В 2000-х годах нефть стала давать Судану до 97% валютной выручки, а общий «вес» экспорта достиг 13-14 миллиардов долларов в год. На эти деньги Судан начал активно перевооружать свою армию, закупая ежегодно на сотни миллионов долларов у России, Китая, Украины и Белоруссии вооружение (в 2004 году РФ продала Судану оружия на 297 миллионов долларов, в 2006 году – 54 миллиона долларов, Белоруссия в 2008 году продала вооружений на 72 миллиона долларов).
Собственно, деньги Баширу на это дал Китай. Пекин через госкомпании, кредиты и банки инвестировал в Судан за последние 15 лет около 20 миллиардов долларов. Китайская госкорпорация CNPC является совладельцем двух НПЗ в Судане, а также владеет правами на разработку ряда крупных месторождений нефти в стране. Например, CNPC принадлежит 40% в крупнейшем нефтяном проекте Судана – Великом Ниле (Great Nile Oil Project), где еще 30% владеет малайзийская Petronas, 25% – индийская Oil and Natural Gas Corporation (ONGC) и 5% принадлежит государственной суданской компании Sudapet. Помимо этих компаний в Судане работают также франко-бельгийская Total, американская Marathon Oil Corporation, кувейтская Kuwait Foreign Petroleum Company.
дальше