Комментарии участников:
Тандем не раскололся, а развалился
Сколько усилий было потрачено с 2008 года на то, чтобы сохранить, как уникальную вазу в ящичке с надписью Fragile! — «Хрупкое!», главную идеологему эпохи — единство тандема. Когда надо было, дуумвиров показывали по телевизору вместе — они играли в бадминтон, смотрели футбол, гуляли по берегу моря, беседовали в ресторане, тепло, с ленинской искоркой в глазах, глядя друг на друга. Когда того требовали законы тандемного времени — увольняли «раскольников», слишком прямолинейно заявлявших о своих симпатиях кому-нибудь одному из дуумвиров. Сонмища говорящих голов, которым было разрешено свыше вещать из всех утюгов нашей многострадальной родины, могли рассуждать по-разному и о разном, но ни в коем случае не имели права разрушать миф о тандеме. Который, на поверку, оказался и не таким уж мифом, потому что за почти четыре года своего существования тандем так и не раскололся. Он развалился.
Развалился совсем не в том смысле, что тандемократы рассорились вдрызг. Наоборот, их трогательное единство, милые стилистические разногласия, страшные угрозы по-разному посмотреть на судьбы и будущее России обрыдли до такой степени, что у дуумвиров стали падать рейтинги — доверия и электоральный. Причем синхронно, что свидетельствует только об одном: тандем действительно был, только эта модель власти утратила свою привлекательность в глазах избирателей. И, что важнее, утратила свою эффективность.
Путин присутствует в жизни россиян, как бюстики Ленина, сопровождавшие фоном всю жизнь советского человека. Его просто перестают замечать. Медведев утрачивает доверие в глазах своей целевой аудитории — молодых, продвинутых, образованных, настроенных на перемены. Просто потому, что принципиальных и главных перемен, за исключением некоторых слабых подвижек в стимулировании общественного мнения, не произошло. Модернизация не стала тем, чем была перестройка. И тем, чем были реформы 1990-х. Что только увеличивает цену, в том числе социальную, тех преобразований, которые все равно придется проводить после долгих лет инерционного развития.
А тогда зачем нужен тандем? Он теперь не нужен даже двум его участникам. И будет очень странно, если вдруг они решат поменяться местами или пойти на выборы в той же конфигурации, которая существовала в период с 2008-го по 2011-й. Путинская харизма перестала подпитывать Медведева, потому что для нынешнего президента она не органична. А свою харизму Медведев так и не сконструировал до конца, скомпрометировав ее политикой системы «шаг вперед, два шага назад».
Выход из тандема — третья фигура. Слухи ходят о Собянине. Это еще ладно, но ему плитку надо класть в Москве, он занят. Но ходят слухи и о Зубкове, который уже побывал в шкуре преемника в 2007 году, и о Сердюкове. Абсолютно путинская логика: вытащить из колоды серую личность, вроде Фрадкова, и посадить ее зиц-председателем. И править самому. Как в последние несколько лет.
Андрей Колесников
обозреватель «Новой»
