Слепой переводчик, услуги которого никому не нужны. Парализованная художница, которая рисует, держа кисточку во рту и которой жаль здоровых людей, не знающих, куда приложить свои силы и возможности. Живущий от пенсии до пенсии 45-летний инвалид, чьи скромные трудовые инициативы не интересуют общество… Корреспондент РИА Новости выслушал истории людей с инвалидностью, которые с детства пытаются приспособиться к недружелюбному миру и найти в нем себя.
«По данным Счетной палаты, которые у нас есть, в России только 9% инвалидов работают», — констатирует руководитель отдела по трудоустройству общественной организации инвалидов «Перспектива» Михаил Новиков.
В США и Западной Европе эти цифры доходят до 30-40%. «В Америке есть проблемы с трудоустройством людей с синдромом Дауна, с аутизмом и психическими проблемами, — отмечает Михаил, — но, например, не существует проблемы трудоустройства человека на коляске – он такой же полноценный работник, как все».
По мнению представителя «Перспективы», среди причин сложившейся в России ситуации — сильное предубеждение против возможностей инвалидов в обществе, а также наследие советских времен, когда их проблемы не решались, а эти люди скорее изолировались от общества. Новиков считает, что помочь людям с ограниченной ответственностью могли бы специальные государственные программы, а также организации, которые взаимодействовали бы с работодателями и помогали инвалидам найти работу.
«Посмотрите вокруг — видите ли вы на улице, в кафе, в транспорте, людей с инвалидностью? — говорит директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ, кандидат психологических наук Светлана Алехина. — А их в России тысячи».
По данным Алехиной, сегодня только 2,5% школ доступны для детей, у которых есть трудности в передвижении. Впрочем, считает эксперт, доступность среды — не самая большая проблема, тем более что в ближайшие годы государство собирается выделить на решение этого вопроса крупные средства. «Гораздо сложнее снимаются психологические барьеры, — утверждает Алехина. — Нужно много времени, чтобы эти люди стали понятны, чтобы появилось взаимное доверие, понимание, что они — такие, как и все. У общества нет опыта в общении с ними».
«В России люди не более жестокие, чем в Европе, — подчеркивает Алехина. – Их видимое равнодушие обусловлено тем, что они не знают, как взаимодействовать с таким человеком, как к нему обратиться, чтобы не обидеть, нужно ли ему помочь».
Корреспондент РИА Новости тут же вспомнил, как Дмитрий Лапа сначала встретил журналистов у дверей, а потом угощал обедом. Мы накладывали ему еду в тарелку и не понимали, сможет ли он ее найти. Он открывает дверь сам, но нужно ли протягивать ему руку, заметит ли он ее?
Впрочем, общество и не узнает этого, пока не попробует протянуть руку людям с инвалидностью. А пока они пытаются справляться без нас.
Добавил
Jo-Jo 9 Августа 2011
проблема (1)