Комментарии участников:
Борьба с магическими суевериями является одной из задач РПЦ. Вот только трактуется она крайне расширительно, фактически превращаясь в борьбу с религиозным инакомыслием, когда сектантами объявляются любые конкуренты православия. И чем они жизнеспособней, тем больше у них шансов попасть в «расстрельный список». Взять, к примеру, пятидесятников. Они заметно теснят РПЦ за Уральским хребтом. И вот уже иначе как сектантами их не кличут. Миф о сектантской опасности значительно облегчает православной церкви конкурентную борьбу. Не нужно убеждать потенциальную паству в истинности своего учения, тратить массу усилий на социальную и благотворительную работу, достаточно просто заклеймить конкурентов, объявить их врагами рода людского. Мол, они не столько обращают людей в свою веру, сколько подвергают их разного рода магическим внушениям, то есть просто-напросто обманывают. Обманщики в одном легко становятся обманщиками в другом. Те же пятидесятники — это не столько религиозные, сколько криминальные структуры, и заниматься ими должны правоохранительные органы. Таким образом, эстафета борьбы с сектами передается силовикам. И те охотно ее подхватывают.
Происходит это по очень простой причине. Силовые органы, подобно любым бюрократическим структурам, любят получать рекомендации извне, поскольку это сужает поле их собственной ответственности. Список опасных сект был наверняка вручен министру Нургалиеву «православными экспертами». Подобный перечень потенциальных правонарушителей облегчает органам жизнь. Вместо того чтобы искать реальных преступников, можно заняться работой с подозреваемыми. И по ходу дела успокоить общественное мнение ссылкой на проклятых сектантов: ясно, что все беды от них.
Третьим непременным участником антисектантской истерии является пресса. Причин две. Одна лежит на поверхности: домыслы о страшных сектах всегда хорошо читаются, а стало быть, значительно повышают тиражи. Этот принцип был открыт еще первыми таблоидами, появившимися после Первой мировой. Рассказы о подвигах знатных сатанистов вроде Алистера Кроули на равных конкурировали в них с пикантными историями из постельной жизни кинозвезд и байками о кровавых похождениях королей преступного мира. В этом смысле ничего в мире не изменилось. Разве что к бумажным таблоидам добавились электронные. Вторая причина менее очевидна и в значительной мере характерна именно для России. Наша пишущая братия легко верит в то, что сектант способен на любое злодейство: ведь вряд ли он выбирает свои диковинные верования случайно. Либо он становится жертвой психологических манипуляций и теряет контроль над собой, либо изначально имеет расшатанную психику и никогда не умел толком совладать с ней. А такой человек способен на все, включая преступление.
Российское образованное сословие по-прежнему не готово признать, что даже самые странные верования вовсе не обязательно коррелируют с девиантным поведением. И невольно участвует в разжигании иррационального ужаса перед сектами.
Вряд ли российское сознание в одночасье избавится от архаичных фобий. И речь здесь идет не только о страхе перед зловещими колдунами-сектантами. Ксенофобия, болезненное неприятие чужих, — явление того же порядка. А она распространена у нас куда шире, чем сектофобия. Избавление от этих нездоровых состояний ума — долгий и мучительный процесс. Даже в европейских странах он еще далек от завершения. Что уж говорить о громадных пространствах Азии и Африки. Однако если подобные фобии поощряются церковью, правоохранительными органами и прессой, то избавиться от них вряд ли возможно.
Привели бы факты какие-нибудь, а то очередная истерика «Просвещенная Европа vs Немытая Россия».
Кстати, с неправильными верами боролись еще до революции. Например, дилогия «В лесах» и «На горах» обличает староверов и хлыстов. Кстати, относительно недавно был снят сериал по этим книжкам.
Кстати, с неправильными верами боролись еще до революции. Например, дилогия «В лесах» и «На горах» обличает староверов и хлыстов. Кстати, относительно недавно был снят сериал по этим книжкам.
Привели бы факты какие-нибудьэто ко мне? Если хотите могу.
Просвещенная Европа vs Немытая Россия1. Если Россия немытая, то каков же тогда Восток?
2. Мне обидно (я мылся, 3 раза, после первого раза СССР ввёл войска в Чехословакию, после второго фуфайка пропала, правда после третьего нашлась, под майкой).
Например, дилогия «В лесах» и «На горах» обличает староверов и хлыстов.ой?
Кстати
С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались песни и легенды например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели его верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он возложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровень православного духовенства.Как именно
с неправильными верами боролись еще до революциито же знаете? А в сравнении с просвещённым Западом?
А какие неправильные?, почему?, обосновать неправильность можете?
это ко мне?к прессе
1. Если Россия немытая, то каков же тогда Восток?Восток в статье упомянут вскользь, а про Россию «Но главное наше отличие от цивилизованного мира не в этом», «Российское образованное сословие по-прежнему не готово», «Вряд ли российское сознание в одночасье избавится».
Как именноА свою же цитату прочитать? «жестокий разоритель скитов», например.
с неправильными верами боролись еще до революции
А какие неправильные? почему?Если одна религия борется с другой, значит, другая неправильная. С точки зрения одной.