Документальный фильм Кирилла Туши «Ходорковский», который выходит в российский прокат 1 декабря, пока решились показать только 20 кинотеатров в стране
Желая представить позиции всех сторон конфликта, мы обнаружим, что в истории с фильмом «Ходорковский» «другой стороны просто нет», как пел БГ. Или, как высокопарно написали бы в перестроечной прессе, «главным врагом является страх, обычный человеческий страх, сидящий в каждом из нас». Нет реальных людей (с именами, фамилиями и должностями), которые официально запрещали, угрожали или препятствовали продвижению фильма. Конфликт разворачивается внутри каждого, кто имеет отношение к этой истории,— бизнесменов, промоутеров, директоров кинотеатров. Фильму, конечно, не повезло с датой выхода: 1 декабря начинается прокат, а 4-го — выборы в Госдуму. «Как правило, региональные предвыборные штабы „Единой России“ располагаются в кинотеатрах. Вот представьте: слева от входа — штаб „ЕдРа“, а справа — плакат с Ходорковским,— говорят в частных беседах представители киносетей.— Это называется „когнитивный диссонанс“. Если бы не выборы, мы бы взяли этот фильм. Но тут все как-то неприятно совпало».
О других неприятных, но также и приятных совпадениях «Огоньку» рассказала главный герой этой истории Ольга Паперная, арт-директор проекта Kinoclub — официального дистрибутора фильма в России.
— Я случайно попала на закрытый показ фильма в России, и он произвел сильное впечатление. У меня появилось желание организовать несколько показов. Ирина Ясина дала мне контакты Кирилла Туши — режиссера фильма. Кирилл ответил, что было бы здорово, но обращаться нужно в «Резо-фильм» (мировой дистрибутор, которому принадлежат права на фильм). А «Резо-фильм» сообщил, что больше не будет делать предпремьерных показов — они заинтересованы в том, чтобы у фильма в России появился официальный дистрибутор. Я подумала: почему бы нам не приобрести права на фильм? Сумма, которую мне назвали, казалась более чем лояльной (позднее выяснилось, что она в 10 раз выше). Четыре месяца мы вели почти кровопролитные переговоры: они боялись нам передавать права, потому что у Kinoclub нет опыта дистрибуции. Прокатное удостоверение в Министерстве культуры мы тоже получали долго, два месяца — вместо обычных двух недель. Уже все документы сданы, и вдруг выяснялось, что нужна еще бумажка, а потом — еще одна, и, наконец, бумажка, подтверждающая верность этих двух. И сплошной хоровод копий с переводами и печатями. Когда нам выдали прокатное удостоверение, выяснилось, что там нигде не написано, что мы обладаем коммерческими правами на фильм. В любом другом случае никто бы на это не обратил внимания: если права получены, то само собой разумеется, что они коммерческие. Но чиновники потребовали, чтобы мы заключили еще одно приложение к договору. Все документы по этому фильму и госструктуры, и кинотеатры рассматривают как бы через лупу.
проблема (8)