Вечные дети В Ленинградской области учат инвалидов быть самостоятельными

отметили
19
человек
в архиве
Вечные дети В Ленинградской области учат инвалидов быть самостоятельными
В Ленобласти вот уже почти 20 лет работает единственная в России деревня, где бок о бок живут люди, которых никто не делит на здоровых и больных.

Сара Хагнауэр не любит, когда об инвалидах говорят, что они люди с особыми потребностями: «У меня тоже особые». Их она реализует, работая волонтёром в деревне Светлана. Сама выросла в такой деревне в Великобритании, её родители были там волонтёрами, потом узнала о российском опыте и приехала поддержать начинание. Поселение в Ленобласти основала в начале 90-х годов обычная русская женщина. Однако до начала работы в 1994 году Светлана (фамилия утеряна) не дожила, и деревня получила имя в память о ней.

Всего же в Светлане постоянно живут и работают около 40 человек, и половина из них — люди с проблемами умственного развития.

Волонтеры и их подопечные все время вместе. В деревне четыре дома, у каждого своё имя — дом Фритьофа Нансена, Федора Достоевского, Серафима Саровского и Ларша Хенрика (норвежский строитель, который его возводил). Также есть ферма с коровами, лошадьми, свиньями, огород, теплицы, баня, бумажная, столярная, валяльная и фитомастерские. Все это — часть терапии, и к тому же источник небольшого дохода. А точнее будет сказать, это и есть жизнь.

Корреспонденты «РГ» приехали в Светлану уже глубокой осенью — урожай собран и уложен на хранение. Сара с гордостью показывает нам сухие травы, запасённые в фитомастерской — в 10-литровых пластиковых ёмкостях собраны календула, василёк, мята, душица. В столярной сложены сухие бобовые плети. Зимними вечерами ребята будут лущить стручки — эта работа хорошо подходит тем, кто склонен к монотонному труду. Летом все они много и тяжело работали — хозяйство в Светлане основано полностью на экологических принципах, скотина и урожай требуют постоянного ухода. Сейчас работы поубавилось, а потому обитатели Светланы особо рады гостям.

Сара зовет своих подопечных «ребята», но все они взрослые люди. Максим приехал одним из последних, ему около 40 лет и он практически не говорит. Зато постоянно улыбается, женщин при встрече целует в щёчку, а мужчинам с удовольствием жмёт руку, и сколько бы раз вы не встретили его в течение дня — он будет здороваться и целоваться. Сара рассказывает, что Максима привез из Саратовской области в Светлану брат, а когда через месяц приехал его проведать, то просто не узнал. Дома Максим практически ни с кем не общался и ничего не делал целыми днями. Теперь же он — полноправный член общины и вместе со всеми убирает навоз в коровнике, исполняет другую необходимую работу, месит тесто — хлеб здесь пекут сами. Конечно, так, как следует, Максим вымесить не может — это тяжёлая работа. Но причастность к общему делу его очень радует.

— У нас есть ребята, кому можно доверить только одну несложную операцию, — рассказывает Сара, — но есть и те, кто способен выполнить ряд осмысленных действий. Например, Вика ежедневно выносит на корм свиньям все пищевые остатки из всех домов. Саша может один посещать храм в ближайшей деревне.
Добавил Jo-Jo Jo-Jo 2 Декабря 2011
Комментарии участников:
Jo-Jo
0
Jo-Jo, 2 Декабря 2011 , url
Все ребята находятся здесь с согласия своих опекунов. Некоторые навещают родных по выходным или в праздники. За одеждой, обувью и здоровьем обитателей Светланы также следят родственники или опекуны. Сара поясняет, что в деревню не принимают тех, кто нуждается в медицинском уходе, — с физической точки зрения все полностью здоровы.

При этом в Светлане категорически запрещается жить родителям вместе с детьми, пусть даже великовозрастными. Сара объясняет это просто: любой человек рано или поздно должен стать самостоятельным. Мамы же — как правило, такими детишками занимаются только мамы — склонны к гиперопеке и над здоровыми детьми, что уж говорить об «особых». К тому же другие обитатели деревни могут почувствовать себя обделенными. Исключение делается только для тех, кто приезжает в гости на несколько дней. Мы застали маму с 15-летней дочкой, которая в городе находилась в состоянии непрекращающейся истерики. В Светлане девочке стало значительно лучше. Она приезжает уже не первый раз, но оставаться пока не планирует.

Вообще, здесь лечит все: и лес, и воздух, и работа, и совместный отдых. В Светлане, например, много времени уделяют творчеству. В каждом общинном доме есть пианино — но при этом телевизор один на всех. Сара рассказывает, что его включают редко. Во-первых, большинство обитателей деревни уже насмотрелись его на всю оставшуюся жизнь, пока были заперты в четырех стенах. В городе человека с отклонениями в психике практически невозможно выпустить на улицу без сопровождения, и окном в мир для них становится телевизор. А тематика телепередач в наше время такова, что и на полностью здоровых людей оказывает негативное влияние, способствует повышению уровня тревожности. Для тех, кто часто живет, как говорят психологи, «с оголенными нервами», такие впечатления могут стать губительными. Здесь же за дверями, на которых нет замков, — настоящая жизнь.
skrt
0
skrt, 2 Декабря 2011 , url
В Ленобласти вот уже почти 20 лет работает единственная в России деревня, где бок о бок живут люди, которых никто не делит на здоровых и больных
Главное, чтобы количество «здоровых» в группе (местном социуме) превышало на порядок количество «больных»…


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать