Надеюсь, что этот кризис будет менее глубоким. Россия основные проблемы решит, но я бы предварительно снизил все-таки нашу зависимость от нефти, что потребует пересмотра оборонных расходов и увеличил пенсионный возраст.
Тогда мы будем более уверенно смотреть в будущее. Так делают все страны сейчас, Россия не исключение. Высокие цены на нефть и небольшие резервы, которых хватит всего на год, они в случае такого же кризиса, как в 2008 году, это все-таки недостаточная защита. Нам нужно думать и о будущих годах и после кризиса. Плохо, когда надо будет сокращать расходы в момент кризиса, это всегда усиливает кризис. А если мы будем более готовы и менее зависимы от такого сокращения, то это будет более благоприятно влиять на общую ситуацию в бизнесе. Правительство не должно в момент кризиса резать расходы, это является усиливающим, таким проциклическим шагом. В прошлый кризис мы увеличивали расходы, а сейчас получилось, что мы их увеличили до кризиса и можем во время кризиса их не удержать. Вот в чем проблема. Если мы не примем предварительные меры, то нам придется сложнее и мы выйдем из кризиса более ослабленными, чем в прошлый раз.
Конечно, в зоне евро есть риски, и дальнейшие очертания зоны евро, параметры всей этой валютной системы будут меняться. Но сама реформа евро не значит, что эти деньги исчезнут — просто они заменятся какими-то другими деньгами. Потому что экономика останется, еврозона, она останется примерно такой же мощи, как сейчас. Просто, возможно, мы будем иметь другую единицу — будет ли она называться евро или ряд стран получат другие, и будут некие принципы обмена, поэтому принципиально совсем они не исчезнут. Но соотношение с долларом все равно будет колебаться — и до, и после такой реформы, поэтому я бы особенно не беспокоился. Может быть, долю евро, у кого они есть, можно в своем портфели снизить, но я всегда говорил, что предлагал держать в трех валютах — в долларах, евро и рублях. Я считаю, что по-прежнему должна быть такая пропорция.
Я думаю, что сейчас волатильность валют настолько высока, что угадать, на чем выиграть, невозможно. А евро не исчезнут, они обменяются на другие деньги или другие евро, может быть, это будет зона не из 27 стран. В самом-самом-самом крайнем случае это будут те же марки и франки, так что беспокоиться чрезвычайно не стоит, а угадать развитие рынка очень трудно.
Я не знаю предпочтений президента, поэтому мне трудно говорить о том, что будет ему предложено. А об Антоне Силуанове могу только сказать, что это профессионал, который владеет всеми механизмами работы, всеми рычагами и имеет очень большой опыт, поэтому он достоин поста министра.
источник: img.beta.rian.ru
источник: img.beta.rian.ru