Российский истребитель пятого поколения Т-50 не стал бороться с западными конкурентами за выгодный тендер на 7,3 млрд долларов, объявленный Южной Кореей. Россия, во-первых, не хочет делиться секретными разработками с американскими союзниками, во-вторых, не надеется на победу, а в-третьих, пока просто не наладила серийное производство широко разрекламированных Т-50, объяснили «Известиям» представители отечественного авиапрома.
Южная Корея в рамках третьего этапа проекта F-X по перевооружению своих ВВС намерена приобрести сразу 60 новых истребителей, которые, как ожидается, будут защищать небо Кореи в течение 30 лет. Эту сделку уже назвали «контрактом века» за ее беспрецедентный для Кореи масштаб закупок, отмечает «Российская газета».
Оргкомитет тендера прекратил прием заявок в конце минувшей недели. Оказалось, что за корейские миллиарды будут бороться европейский концерн EADS со своим Eurofighter Typhoon, шведский SAAB с истребителем Gripen и две американские компании — Lockheed Martin с F-35 (Lightning-II) и Boeing с F-15SE (Silent Eagle). Ранее сообщалось, что в тендере собирается участвовать и российское ОКБ «Сухой» с истребителем Т-50 (ПАК ФА) — об этом, в частности, писала газета The Korea Times со ссылкой на южнокорейское Агентство оборонных закупок страны.
Однако, как выяснилось теперь, российские самолеты Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) выставлять на конкурс и не собиралась. «Разработки Т-50 секретны, и пока существует всего три опытных экземпляра этого самолета, то есть экспортный вариант даже не создан, — отметил источник „Известий“ в ОАК. — Кроме того, Южная Корея — союзник США, поэтому вряд ли стоило рассчитывать, что она откажется от американских самолетов в пользу российских».
Главная причина отказа российской компании от участия в тендере — это все же неготовность разработчиков представить на суд экспертов конкурентный истребитель пятого поколения, уверен директор Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов: «У нас есть только намек на эту разработку, а на международных тендерах требования к самолетам предъявляются очень высокие — они должны принимать и обрабатывать огромный поток информации, иметь очень мощный компьютер, развивать сверхзвуковую скорость, оставаться невидимыми для радаров».
«К примеру, чтобы снизить радиозаметность американцы покрывают свои истребители мелкими колечками из меди. У нас же ничего такого пока нет», — добавляет эксперт. Кроме того, по словам Коновалова, серийное производство Т-50 пока не развернуто ни на одном авиастроительном заводе.
Т-50 — российский ответ американским истребителями пятого поколения F-22 и F-35 — до конца года завершит летные испытания. После этого, в 2013 году, начнутся испытания новых ракет для этой машины. Минувшим летом на авиасалоне МАКС-2011 он впервые предстал в небе перед широкой публикой.
Директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко считает, что в финансовой поддержке корейцев проект Т-50 не нуждается…