Наследие стяжателей или почему прихожанам надо больше знать о финансах РПЦ

отметили
37
человек
в архиве
Наследие стяжателей или почему прихожанам надо больше знать о финансах РПЦ
Любовь и уважение, испытываемые мною к Русской православной церкви, заставляют меня отреагировать на поднявшуюся волну критики в ее адрес. Я не стану защищать Церковь от нападок. Лучшая защита Церкви — это молитва и социальное служение. Однако само устроение института Русской православной церкви, на мой взгляд, нуждается во внимательном изучении и, может быть, переосмыслении. Я не претендую на истинность своих суждений (напротив, буду рад, если мои печальные размышления будут опровергнуты более знающими и воцерковленными людьми), но мне кажется важным сконцентрировать внимание на более общих вопросах, чем наличие или отсутствие у патриарха дорогих часов. Заранее прошу у православных читателей прощения за некоторую резкость в суждениях и неизбежное для формата газетной колонки упрощение действительности. Это сделано не из желания какого-то очернить, а только для более четкой формулировки моих тезисов.

Перед написанием этой колонки я решил поговорить с настоятелями нескольких московских приходов, чтобы лучше понять, как у них организован бюджетный процесс. Во всех случаях получил отказ даже обсуждать этот вопрос. В Канаде я как-то присутствовал на собрании одного из православных приходов. Настоятель тихо сидел в углу, пока выбранные приходом миряне докладывали собранию о финансовом положении и хозяйственной деятельности прихода. После собрания я попросил дать мне копии финансовых отчетов. Эта просьба вызвала самый горячий отклик: мне показали отчет о доходах и расходах до последнего канадского доллара. Местных прихожан очень обрадовал факт, что российский студент заинтересовался жизнью их прихода. По-моему, именно такая реакция естественна для людей, любящих свое дело. Даже с точки зрения «стяжательства» в понимании преп. Иосифа, открытость информации в современном обществе — вещь полезная, ведь она позволяет максимизировать взносы на благотворительность. Любая цивилизованная общественная организация стремиться показать, насколько эффективно она потратила привлеченные ресурсы. Это открывает ей кошельки меценатов.

Однако несмотря на жесткий отказ от диалога один из настоятелей дал мне очень дельный совет: почитать типовой устав прихода РПЦ, который был принят Священным Синодом 10 октября 2009 года. После прочтения этого документа отпадает всякая необходимость в дальнейших исследованиях.

Из типового устава четко следует, что ключевую роль в административно-хозяйственном управлении приходом играет настоятель, который целиком и полностью зависит от расположения епархиального архиерея. В уставе даже нет такого понятия, как прихожанин. Очевидно, что обычный прихожанин (а тем более «захожанин») не имеет в Церкви никаких прав и общаться с ним по хозяйственным вопросам — это потеря времени и риск навлечь гнев архиерея, если такое общение им не санкционировано.
Добавил suare suare 11 Апреля 2012
проблема (1)
Комментарии участников:
suare
+3
suare, 11 Апреля 2012 , url
10,10.09 Принят новый типовой Устав Прихода РПЦ.

В советской истории наблюдалось строгое чередование эпох. Когда военный коммунизм доводил страну до краха и голода, его сменял НЭП. Понемногу оттаивала промышленность и сельское хозяйство, народ распускал крылышки, и опять наступала эпоха Военного коммунизма и брала за горло народ. Тогда снова возвращали НЭП, и так до наших дней.

Такая же смена эпох происходит в РПЦ. В 1943 возникла РПЦ и началась легальная деятельность епископата. Отношения иерархии и народа постепенно складывались в пользу власти епископов, но власть эта была человечной, а приходы имели хозяйственную и проч. самостоятельность.

С 1961 иерархия отказалась от хозяйственной и административной власти и передала её приходам. Возник перекос. Приходы вывели из-под власти архиереев и отдали во власть уполномоченных Совета по делам религий. Для церкви это было плохо.

С 1970-80х архиереи начали возвращать себе власть в приходе. В 1988 Устав поставил приходы под контроль епископа.

С 1998 контроль ужесточился. Теперь приходы лишились всякой самостоятельности. Возник перекос в обратную сторону. Власть епископа не контролируется. Приход не имеет прав, отсутствует орган, в котором можно обжаловать действия епископа. Клирики и приходская община беззащитны перед произволом епископа. Остаётся надеяться, что епископ имеет совесть, и не будет злоупотреблять властью. Едва ли приход и клирики питают такие надежды. Опыт говорит об обратном.

Положение в РПЦ складывается угрожающе. Догматический смысл соборности Церкви оказался утраченным. Единство Церкви может быть только соборным, иначе оно не будет церковным. Последствия авторитарного управления скажутся через 5-10 лет, как и последствия клерикализации и ОПКаизации. Скорей всего это приведёт к утрате нравственного авторитета РПЦ, который ещё остаётся, и негативному отношению населения, стремительно развивающемуся. Прогноз церковных последствий этой реформы будет очень серьёзным. Можно только удивляться, что церковные власти не замечают надвигающейся катастрофы. Боже, милостив буди нам грешным!
священник Павел Адельгейм 17 Дек, 2009 at 9:53 PM
Member4249
+5
Member4249, 11 Апреля 2012 , url
Годная статья, без истерики.
suare
+2
suare, 11 Апреля 2012 , url
Нынешнее положение РПЦ и отношение к ней обществе было предопределено принятием одного документа менее трёх лет назад и положение будет только ухудшаться, поскольку это системное финансовое противоречие внутри общественного института внутрицерковной иерархии, а не злая воля отдельных руководителей этой иерархии РПЦ.
Последствия авторитарного управления скажутся через 5-10 лет, как и последствия клерикализации и ОПКаизации. Скорей всего это приведёт к утрате нравственного авторитета РПЦ, который ещё остаётся, и негативному отношению населения, стремительно развивающемуся. Прогноз церковных последствий этой реформы будет очень серьёзным. Можно только удивляться, что церковные власти не замечают надвигающейся катастрофы. Боже, милостив буди нам грешным!
efys
-3
efys, 11 Апреля 2012 , url
Ух класс, вот это я понимаю болтология. Это забалтывание высшей формы, надо очень долго тренироваться. А вообще конечно автор демагог который переводит стрелки и подменяет понятия. Мы ему про Фому, а он нам про Ерёму.
Впрочем до конца я это читать не стал.
suare
+4
suare, 11 Апреля 2012 , url
Нет, нет, это интересная и вполне здавомысленная статья, выявляющая системное финансовое противоречие, аналогичное тому, которое сложилось на тот момент в финансовой системе управления территориями Правительством РФ. Внедрение жёсткой финансовой «вертикали» с изъятием у регионов и муниципалитетов собираемых ими бюджетных средств проивело к разрушению межбюджетных отношений в России и крахом регионального и местного самофинансирования. Сейчас исправить это только предстоит, но это будет очень тяжелый процесс. Об этом Путин говорил сегодня в отчете Правительства РФ.
Из типового устава четко следует, что ключевую роль в административно-хозяйственном управлении приходом играет настоятель, который целиком и полностью зависит от расположения епархиального архиерея. В уставе даже нет такого понятия, как прихожанин. Очевидно, что обычный прихожанин (а тем более «захожанин») не имеет в Церкви никаких прав и общаться с ним по хозяйственным вопросам — это потеря времени и риск навлечь гнев архиерея, если такое общение им не санкционировано. Стоит отметить, что, согласно Приходскому Уставу 1917 года, личное участие христианина в устроении прихода являлось его священным долгом, без исполнения которого «христианин остается мертвым членом прихода».

Даже поверхностный взгляд на нынешнюю Русскую православную церковь позволяет сделать вывод о том, что в ней слишком большую роль занимает духовное наследие «стяжателей» (не преп. Иосифа, а именно «стяжателей»):

— во внешнем мире Церковь — союзник власти, когда в ситуации гражданского конфликта гораздо более востребованной является роль посредника, учитывающего интересы всех сторон;

— во внутреннем устроении Церкви «стяжательство» мешает ей быть моральным авторитетом и отвлекает ресурсы необходимых обществу проектов.

На пути стяжательства РПЦ удалилась от идеала соборной Церкви. О том, как можно было бы изменить ситуацию, читайте в следующей колонке.
Navoo
+3
Navoo, 11 Апреля 2012 , url
Хорошая статья.

Есть только одно единственное «НО»:
Автор не учел главного — современная замкнутая и закрытая структура РПЦ не сможет перестроиться в открытую соборную. От верха до низа система построена монолитно и вся держится именно на закрытости бухгалтерии и абсолютной иерархии. Открыть бухгалтерию (уж тем более отдать ее на откуп приходам) — это крах всего и вся в современной РПЦ.

Статья звучит примерно так: «Мне нравится вишневое варенье, только сделайте его из земляники».


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать