Профессор Андрей Зорин, филолог, историк: «Ничему нельзя научиться в душной аудитории»

отметили
30
человек
в архиве
Профессор Андрей Зорин, филолог, историк: «Ничему нельзя научиться в душной аудитории»
Андрей Зорин, профессор Оксфорда и РГГУ, директор программ в Российской академии народного хозяйства и государственной службы — о студентах нового типа, состоянии гуманитарного образования и о том, как изменить его к лучшему.
Добавил alex_green alex_green 3 Мая 2012
Комментарии участников:
serg060
0
serg060, 3 Мая 2012 , url
Замечательная статья.
ИмяФамилия
+2
ИмяФамилия, 3 Мая 2012 , url
… те, которые плачут, что не могут найти работу по специальности, что им некуда приложить свои силы и умения…

Я заметил уже на протяжении нескольких лет что втоая категория ( которые не ноют что нет работы по диплому) идут в высшеее образование заранее без надежды работать в узкой спецальности диплома. Скорее высшее образование для них своеобразный «тренинг Ума» в окружении соответствующего уровня партнеров.

Затем имея такую тренировку и багаж знаний они решают универсальные проф задачи — в соответствии с актуальностью на рынке труда.

Получаеться то о чем говорит А. З. уже реализовываеться на интуитивном уровне частью людей.
ИмяФамилия
+2
ИмяФамилия, 3 Мая 2012 , url
Еще мне кажеться формат предложенный А.З. предусматривает высокие качества самодисциплины и целепологания. К сожалению к студенческому возрасту наши ребята не обладают в достаточной мере такими качествами.
fStrange
0
fStrange, 3 Мая 2012 , url
Ничуть. Просто другая форма проверки и получения знаний. Большей самодисциплины тут не требуется.
Barban
+1
Barban, 3 Мая 2012 , url
Мы наблюдаем как либерализм, меряя все злободневной короткой тоталитарной монетой, последовательно разрушает все институты, включая самые основополагающие — как образование. Мы видим шизофреническую, аутистскую слепоту денег, поставленных у руля мира.
Рынок сам не знает, чего он хочет. И он безумствует, вертясь на месте, и расшвыривая все вокруг. А молодежь должна вертеться за ним и пробовать «впрыгнуть» в свое место.
Диплом в таких условиях только профанированный фетиш.
А ведь без специализации не бывает профессионализма.
Повсеместная деградация «умных» сфер в нашем обществе — прямой результат веры в «животворящий рынок». Это дохристианское дикое поклонение стихиям ничем хорошим не кончится.
Верить в «естественный капитализм» — это как верить в моду. Это религия ублюдков.
suare
+6
suare, 3 Мая 2012 , url
Отличный текст, коллега. Навевает мысли о вечном и непреходящем...
Мы наблюдаем как либерализм, меряя все злободневной короткой тоталитарной монетой, последовательно разрушает все институты, включая самые основополагающие — как образование.

Диплом в таких условиях только профанированный фетиш. А ведь без специализации не бывает профессионализма.

Повсеместная деградация «умных» сфер в нашем обществе — прямой результат веры в «животворящий рынок». Это дохристианское дикое поклонение стихиям ничем хорошим не кончится.

Мы видим шизофреническую, аутистскую слепоту денег, поставленных у руля мира.
Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.
Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников.
Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям.
Рынок сам не знает, чего он хочет. И он безумствует, вертясь на месте, и расшвыривая все вокруг. А молодежь должна вертеться за ним и пробовать «впрыгнуть» в свое место.
5 восходит Солнце и заходит Солнце — и спешит к месту своему, где оно восходит;
6 идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем — и возвращается ветер на круги свои;
7 все реки текут в море, но море не переполняется — к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
nehitraya
+3
nehitraya, 3 Мая 2012 , url
Отличный текст, коллега
Мне тоже понравилось :)
Жаль только, что большинство современных молодых людей, получающих высшее образование, ВООБЩЕ не поймут, о чем тут идет речь из-за ограниченного словарного запаса и отсутствия навыков осмысления того, что они читают(если вообще читают). И не они виноваты в этом, а более старшее поколение…
( простите, только что пришла с работы, принимала у студентов защиту домашних заданий… Поэтому впечатления свежи и печальны...)
Наш вуз, кстати, переживает сейчас ( очень болезненно) период ломки старого и строительства нового ( чего? — от существительных пока воздержусь, ибо никто не понимает, к чему мы прийдем, уходя от того, к чему просто привыкли). Но процесс варварского разрушения того, что создавалось долгие годы — для всех налицо, а процесс созидания чего-то нового, выраженного модными, красивыми словосочетаниями: «модернизация, инновация» и пр. сводится нашим внезапно помолодевшим, модным, хамоватым, капиталистическим руководством вуза к следующим постулатам:
1) учить надо всех, кто готов платить. Вы поставили студентам много двоек? Значит, не умеете преподавать. На ваших лекциях низкая посещаемость? Значит, вы неинтересно рассказываете, или у вас плохая дикция, вы непривлекательно одеты и т.д… Дескать, делайте выводы.
2) преподаватели должны сами зарабатывать на жизнь НИОКРами и, что обязательно, приносить деньги вузу ( даже озвучены цифры, сколько мы «должны»), а зарплата ( если она вообще нужна) должна быть лишь дополнительной,( небольшой) приятной неожиданностью. Потому нам четко объявили, чтобы мы надеялись только на себя ( но это касается молодых, до 40-45, а «седым головам» в аудиториях вообще не место, т.к. они «рассказывают сегодня то, что уже устарело вчера»(цитата ректора).
Не буду углубляться в больную для меня тему, скажу лишь, что я во многом, почти во всём, согласна с профессором Зориным…
Max Folder
+2
Max Folder, 3 Мая 2012 , url
преподаватели должны сами зарабатывать на жизнь
Причем, сам ректор, наверняка, получает зарплату несколько сот тысяч рублей из бюджета.
nehitraya
+1
nehitraya, 3 Мая 2012 , url
… Из бюджета, но через кассу университета, где основная часть зарплат формируется за счет платного (оочень недешевого) обучения студентов. Причем, данные о зарплате руководства с некоторых пор строго секретные, но слухи доносят до нас более чем внушительные цифры…
А, учитывая, что Фурсенко предложил сократить число бюджетных мест www.rbcdaily.ru/2012/04/28/focus/562949983701770— бедствовать руководство не планирует.
fStrange
+1
fStrange, 3 Мая 2012 , url
либерализм, меряя все злободневной короткой тоталитарной монетой, последовательно разрушает все институты,
Лечится вам надо барин.
На текущий момент лучшее образование именно в либеральных странах.

Как же так? Если либерализм «разрушает»?
Barban
-1
Barban, 3 Мая 2012 , url
Не в либеральных, а в демократических. У них огромная история цивилизации. А разгул монетаризма припадает только на последние 3 десятилетия. И то не во всех.

Но даже этим странам далеко по уровню до советской высшей школы.
LevM
+1
LevM, 3 Мая 2012 , url
Ага, а либеральна как раз Россия где по вашему утверждению либерализм разрушил систему образования.

Нормально…

Но даже этим странам далеко по уровню до советской высшей школы.
Ох и плохо-же вы осведомлены если пишете столь неадекватную ерунду. Советская наука была на уровне в исключительно узкой сфере связанной с оборонкой — физика, материалы, химия, математика. Гуманитарные науки (практически все!), Общественные науки (практически все!), биология, медицина не годились к черту. Computer Science вообще как в Африке. Что еще? Биология с производными — с/х, там. Вообще больше вреда чем пользы (один Лысенко чего стоил!). В каждой из этих сфер, конечно, найдете выдающихся людей (особенно, в медицине), но в целом система отстала от соответствующей западной на то время бесповоротно. Все что делалось в этих, отстающих областях скорее делалось энтузиастами на перекор, чем благодаря системе.
Конечно, среднее образование действительно было на высочайшем уровне (опять-же, в точных науках. История, обществоведение — лучшеб их совсем не преподавали чем так как оно было). Но в большинстве случаев именно образование, не развитие мышления. Поэтому, так выделялись незаурядные преподаватели которые (на перекор!) умудрялись таки развить в учениках креативность.

Короче, не обобщайте и не идиализируйте. Были плюсы, были минусы.
Barban
0
Barban, 3 Мая 2012 , url
Зато в гуманитарной сфере у нас был марксизм — единственная на сегодня научная теория общества. Не без недостатков, да, как и любая теория. Но его же не сравнить с той свистопляской мракобесия, развернувшейся о общественной сфере сейчас. Нас просто за болванов считают. Марксизм имел стройный категориальный аппарат и метод, позволявший объяснить практически любое явление. Но вот сфера политической практики была заиделогизирована, увы, из-за чего все и накрылось медной звездой
LevM
0
LevM, 3 Мая 2012 , url
марксизм — единственная на сегодня научная теория общества
… а квадратное уравнение — единственное которое можно решить аналитически. Прям хоть на башорг эту фразу отправляй.

П.С. Даосизм — единственная на сегодня верная религия тчк.
П.П.С. Сначала была курица, а потом — яйцо.
Barban
0
Barban, 4 Мая 2012 , url
Это не я придумал. Это общее место. В том числе в западной философской традиции. Научную теорию общества (полную) предложил один только марксизм. Больше никто не осилил. Марксизм имеет свою экономическу теорию, историософскую доктрину, политологию, социологию, этику и эстетику. И даже теорию революции (как программу действий)


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать