Комментарии участников:
По словам эксперта фонда «Институт экономики города» Дениса Визгалова, отели для паломников помогут позиционировать Москву на международном рынке как духовную столицу русского мира.
— В городе более тысячи храмов, две трети из которых — уникальные святыни для православных людей, архитектурные и исторические памятники, — сказал он.
Визгалов добавил, что размещением паломников за рубежом занимается, как правило, малый, семейный бизнес. Обычно это маленькие отели на 2–3 комнаты недалеко от монастырей и храмов.
— В Москве условия пока недружелюбны для развития таких форм гостиничного бизнеса: здесь господствуют крупные сети, которыми легче управлять и которые готовы вкладывать большие деньги, — сообщил он. — Если город сочтет нужным привлекать именно паломников, то власти могли бы не столько субсидировать строительство гостиниц, сколько создать льготные условия для малого бизнеса в этой отрасли. Пора активнее использовать административные рычаги управления, а не финансовые.
С другой стороны, оценка земельных и имущественных ресурсов РПЦ в этой сфере сильно преувеличена, заметил Визгалов. В Москве не так много мест, где можно строить с нуля, кроме того, на территориях храмов и монастырей действуют ограничения, связанные со статусом объектов культурного наследия.
По мнению директора Центра региональных исследований ВШЭ Ирины Ильиной, город должен принимать участие в развитии паломнического туризма.
— Можно не строить гостиницы с нуля, а приспосабливать отдельные здания и сооружения под жилые цели. Кроме того, необязательно селить паломников на территории монастырей, наверняка можно сделать это на близлежащих землях, — сказала она.
Ильина добавила, что если проект будет развиваться по принципу «Программы-200» (создание 200 модульных храмов в Москве), то земли может выделить город, а средства на строительство изыщет РПЦ.
Обычно продукты, которые портятся — их и начинают активно рекламировать или заносить в графу «шеф-повар рекомендует». Думаю, здесь абсолютно тот же эффект.
Пусть в своих православных гостиницах устанавливают какие угодно порядки. И не лезут в остальную страну.
То, что для паломников устраиваются гостиницы — вещь, в принципе, нормальная: такие заведения существовали практически всегда при монастырях.
Но есть два момента. Первый — брать деньги с паломников за проживание в таких гостиницах ИМХО — неправильно, ведь люди идут поклониться своим святыням из лучших духовных побуждений, а тут с них церковь же будет средства требовать.
Второй —
Но есть два момента. Первый — брать деньги с паломников за проживание в таких гостиницах ИМХО — неправильно, ведь люди идут поклониться своим святыням из лучших духовных побуждений, а тут с них церковь же будет средства требовать.
Второй —
Власти готовы помогать РПЦ в развитии этого направления туризма.Такая помощь не вполне нормальное явление, я считаю. Нормальная ситуация — когда власть и религия в рамках современного поликонфессионального государства существуют вообще в разных измерениях, пересекаясь лишь опосредованно и по возможности крайне редко.
пересекаясь лишь опосредованно и по возможности крайне редко.
ну да, исключительно когда надо кого-нибудь посадить…
Неее… Я ж нормальное положение вещей имел в виду. Государство при нем лишь должно обеспечить условия равенства всех религиозных конфессий перед законом — тогда будет соблюдена светскость самого государства и созранен межконфессиональный мир в нем.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе заявила, что гостиничное хозяйство должно развиваться симметрично.Единственная разумная фраза. Надо развивать туризм в целом, а по мере развития он уже сам сегментируется на паломнический, детский, для геев и т.п.
— Создать сеть хостелов для паломников — хорошая идея, но куда лучше было бы обеспечить бюджетным жильем всех туристов, — заметила она.
А то, если Москва будет субсидировать гостиницы для паломников, чтобы они были дешевле, то все командировочные резко станут верующими;-)
Либо это хитрый план, чтобы посносить старую застройку возле крохотной уникальной церковки, чтобы построить рядом 30-этажный «офисно-паломнический центр» — 5 комнаток для паломников, а остальное — офисы в аренду.