Пять лет назад в Интернете кто-то начал распространять видеоролик «Казнь дага и таджика». На видео с кучей подробностей показывалось, как некие люди в масках и со свастиками на рукавах под крики «Слава России» убивают по очереди двух молодых мужчин неславянской наружности, предположительно — где-то в центральной России (на улице Гагарина в Калуге, как уточнил год спустя Следственный комитет).
Реакция правоохранительных органов на эту публикацию была неоднозначной. С одной стороны, было объявлено, что материал изучается МВД, и что будет возбуждено уголовное дело по поводу убийства двух мужчин. С другой стороны, объяснялось, что к ролику есть очень много вопросов. Видимо, это монтаж. Может быть, это постановка. Кто убивает, и кого убивают — будет сложно определить. Но мы обязательно разберёмся.
И разобрались. В строгом соответствии с палочной системой. То есть, с одной стороны, за пять лет не предпринято ни одной серьёзной попытки выяснить, кто убивал, кто снимал на видео, кто монтировал и размещал ролик, кто жертвы, и где их трупы. Но, с другой стороны, вся правоохранительная система славно потрудилась над этим делом, и получила массу блестящих результатов, позволивших полудюжине ведомств отчитаться о победе над экстремизмом, а их сотрудникам — получить премии, благодарности и повышения по службе.
Всё, что для этого было потребовалось сделать — махнуть рукой на факт убийства, и заняться расследованием куда более серьёзного преступления: распространения в Интернете ссылок на ролик, опубликованный неустановленными лицами. На этом пути силовиков и судей ждали многочисленные, по сей день не прекращающиеся, успехи.
Начали с того, что нашли в городе Майкоп, столице Адыгеи, двадцатилетнего студента-маляра по имени Виктор Мильков. Его страничка в ЖЖ была одной из нескольких сотен, где в августе 2007 года размещалась ссылка на ролик «Казнь дага и таджика». В причастности к созданию видео, или хотя бы к его заливке на YouTube, маляр ни минуты не подозревался. Но сознался, что действительно разместил ссылку на ролик у себя в ЖЖ (признание было оформлено как явка с повинной). А получил он эту ссылку по электронной почте от незнакомого отправителя. Никаких сведений об обстоятельствах создания ролика и его участниках Мильков сообщить не мог. Но это и не потребовалось.
Милькова судили несколько раз, по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Первый приговор был — год исправительных работ с отчислением 10% заработка. Прокуратура этот вердикт обжаловала в Верховном суде Адыгеи. При повторном рассмотрении другим составом судей Мильков получил уже год в колонии-поселении. Он обжаловал этот приговор в Верховном суде Адыгеи, но тот оставил жалобу маляра без удовлетворения.
Разобравшись с Мильковым, прокуратура и суд города Майкопа занялись его интернет-страницами. 27 мая 2008 года, через 2,5 месяца после того, как маляра отправили в колонию, горсуд вынес два постановления, по которым адрес ЖЖ Милькова (vik23) и ролик в YouTube были признаны экстремистскими материалами…
проблема (1)