Комментарии участников:
Отец Сергий, но вы ведь в открытом письме патриарху просили о снятии сана, чем же вы теперь недовольны?
Меня оскорбляет, что они меня чуть ли не отлучить от церкви хотят. Я об этом не просил. От церкви отлучили только Льва Толстого, а в постсоветскую историю митрополита Филарета (Денисенко). Его лишили священства, даже монашеского звания. Это было сделано после того, как митрополит Филарет отделился от Московского патриархата и увел за собой украинцев, создав автокефальную украинскую церковь. Я себя с ним ни в коей мере не сравниваю, но в епархии моей матери сказали, что меня чуть ли не анафеме предадут.
Вы опасаетесь за свою жизнь?
Если меня предадут анафеме, то в Тамбове мне будет небезопасно. Здесь в Тамбове полно фанатиков. Мне очень обидно, что за те 25 лет, что я в церкви, она сильно изменилась как институт. Раньше в епархии были люди, которые излучали духовность, а сейчас — сплошное мракобесие. На них смотреть тошно, прости Господи.
Что вы будете делать после церковного суда?
Возблагодарю Господа, что они от меня отвязались. Может, они на этом остановятся и не будут доставать меня своими телеграммами.
Отец Сергий Баранов.
Рукоположен в дьяконы в 1994 году, в 2003 году выведен за штат с правом служить в Волгоградской епархии. Учится на заочном отделении Института Права Тамбовского Государственного Университета им. Г.Р. Державина
Как понять высказывание в первом псалме: «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых»? Какие именно общества можно обозначить «нечестивыми»?
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе, но в закони Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и свя, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.(Пс. 1:1-2).
Псалтырь, так же как знаменитая Нагорная проповедь, начинается благословением. Слово «блажен» на иврите очень выразительное. В оригинале оно стоит во множественном числе, и до сих пор не ясно, является ли оно прилагательным или существительным. Таким образом, мы видим, что на человека, оправданного Богом, снисходит много благословений, и он наслаждается совершенным и вечным блаженством. Это слово можно было бы перевести как «о, блаженства!» Мы вполне можем считать эту фразу торжествующим восклицанием благословенного праведника. Пусть подобное благословение снизойдёт и на нас!
Мы видим, что благочестивый муж описан здесь как через отрицание (ст. 1), так и через утверждение (ст.2). Он тот, кто «не ходит на совет нечестивых». Он предпочёл более мудрого Советчика и ходит в законе Господа Бога своего. Для него пути благочестия – пути мира и наслаждения. Стопы его направляются Словом Божьим, а не лукавством и коварными замыслами безбожников. Когда поведение человека круто меняется и он перестаёт поступать безбожно – это вернейший знак действенного присутствия благодати в его сердце. Далее заметьте, что благочестивый муж «не стоит на пути грешных». Он предпочитает более изысканное общество. Сам будучи грешником, он, тем не менее, был очищен кровию Христа, оживотворён Святым Духом и обновлён сердцем. Находясь по великой милости Божьей в собрании праведных, он не допускал и мысли о присоединении к воинству нечестивых.
Также сказано: «…не сидит в собрании развратителей». Он не находит никакой отрады в глумлении безбожников. Пусть другие смеются над грехом, вечностью, адом, раем и извечным Богом – человек Божий усвоил более совершенную философию, чем философия безбожников, и ощущает присутствие Божье слишком явственно, чтобы сносить богохульство нечестивцев. Собрание развратителей может состоять из знатных людей, которые, однако, заседают у самых врат ада. Лучше убежать с этого собрания прочь, потому что оно вскоре всё равно опустеет, а все принимавшие в нём участие – погибнут. Обратите внимание на развитие мысли в первом стихе:
который не ходит на совет нечестивых
и не стоит на пути грешных
и не сидит в собрании развратителей
Когда люди живут в грехе, они катятся по наклонной плоскости. Вначале они лишь ходят на совет нечестивых, забывающих Бога. Здесь зло совершается ими скорее разово, чем по привычке, но затем, привыкнув ко злу, они встают на путь грешных, сознательно нарушающих заповеди Божьи. Если их не остановить, они сделают следующий шаг и сами станут лжеучителями и обольстителями душ и будут сидеть в собрании развратителей. Теперь они злодеи с учёной степенью – истинные доктора адских наук и почитаемые специалисты в области сатанинского обольщения.
Что же касается праведника, то человек, которому принадлежат все благословения Божьи, не может сообщаться с подобными нечестивцами. Он не оскверняется прикосновением к этим прокажённым, он удаляется от зла как от запачканной одежды. Он выходит из среды нечестивых, выходит со Христом за стан, неся Его поругание. О, если бы и мы, по благодати Божьей, были удалены от грешников!