Комментарии участников:
Возводили их за счет средств из бюджета Приморского края. Учитывая, что администрация Приморья не имеет права на занятие гостиничным бизнесом, а застройщик «Наш дом — Приморье» управлять отелями мог лишь до саммита, выглядела эта затея сомнительно. Откажись «Хаятт» от управления комплексом, и что дальше? Был ли какой-то план «б»?
В 2010 году департамент имущественных отношений Приморского края по инвестиционному договору перечислил из краевого бюджета 5,7 млрд рублей в уставный капитал ОАО «Наш дом — Приморье». На эти деньги фирма должна была возвести два многоэтажных «пятизвездочника», один на мысе Бурный и второй в районе Корабельной набережной. «Наш дом» успел заключить ряд договоров на проектирование и строительство двух гостиниц на общую сумму 5 млрд рублей. На 4,5 млрд прошли сделки без одобрения главного акционера — департамента имущественных отношений. Из них 2,2 млрд разместились в банке «Приморье».
Основного акционера, то есть собственника денег, а также депутатов интересует, а какой будут давать доход гостиницы. В региональных и федеральных СМИ появилась информация, что по планам ОАО «Наш дом — Приморье» функционирование гостиниц принесет краю прибыль в размере 600 млн рублей. Какой тут шум подняла Ломакина! Дескать, раскрыта коммерческая тайна.
В довершение ко всему, как пишут СМИ, «Наш дом» взял кредит почти на два миллиарда в Сбербанке, после чего здания оказались под залоговым обременением. А тут еще госпожа Ломакина, как пишут СМИ, и обмолвилась на публике, что есть два пути: продажа ОАО «Наш дом — Приморье» на аукционе или выделение гостиниц в отдельную компанию и последующая их продажа через аукцион. По мнению Ломакиной, возможными покупателями могут быть инвестиционные фонды, крупные компании и частные инвесторы, которым и придется разбираться с кредитом.
Возможно, это и есть план «б»? Сначала администрация выделяет деньги на строительство двух гостиниц. К саммиту отели не достраиваются, гости отправляются ночевать на специально пригнанные по такому случаю океанские лайнеры. «Хаятт» отказывается от управления комплексом ввиду провала масштабной промоакции, поскольку без саммита АТЭС гостиницы раскрутить и вывести на окупаемость будет крайне трудно. Проект на время замораживается, потом продается тому, кто пожелает купить. Объект, по сути, продается два раза, один раз государству, второй — частному инвестору.
«На момент проверки проектно-сметная документация, по которой осуществляется строительство гостиничных комплексов, не прошла государственную экспертизу в части подтверждения достоверности стоимости строительства из-за недостатков сметной документации, не позволяющих представить положительное заключение о достоверности сметной стоимости», — констатирует бюллетень вездесущей Счетной палаты. То есть потратить потратили, а на что, неясно.
Ну и какой же вывод из всего этого следует? Есть такие «коммерсанты», как Дроздов с Ломакиной, которые с легкостью посадили на мель самый масштабный проект при помощи не задающих лишних вопросов департаментов, подписывающих самые странные документы. Поэтому по меньшей мере странным выглядит и присутствие таких людей, как Олег Дроздов, в свите «инвестиционного» вице-губернатора края Сидорова в Сингапуре, где потенциальным азиатским партнерам недавно представляли инвестиционные проекты. Так же как и бесконечные публичные высказывания госпожи Ломакиной о развитии туристического кластера в крае.