Комментарии участников:
«Заявку под этот дом мы подавали неоднократно, но всё как-то не складывалось; а вот с краевым проектом «Дом, в котором я живу» нам повезло, — рассказывает председатель УК «Жилищные услуги» Галина Кривец. — О том, что дом попал в программу по замене лифтов, мы узнали в начале прошлого года, когда получили извещение администрации города с требованием подготовить и сдать необходимый пакет документов для замены семи подъемников. Сразу же провели общедомовое собрание, получили согласие граждан на 20-процентное софинансирование работ (как положено по краевому закону). Дальше всё по известной схеме: подрядчик представил нам смету, мы провели экспертизу, всё оплатили, передали документы в мэрию, ждем результата… Но вдруг выясняется: пока мы возились с документацией, на дом зашла компания «УК «Хороший дом», которой и предстоит «осваивать» более 11 миллионов рублей на ремонте лифтов».
Пришла УК — открывай ворота?
Феномен появления новой компании будоражит и жителей дома, многие до сих пор не поймут, как угодили в управление к чужакам? Что за лифты голосовали — это помнят; что по квартирам ходили какие-то люди и собирали подписи в пользу новых «подъемников», также припоминают — но чтобы сменить управляющую компанию, этого точно не было, божатся собственники.
Позже выяснилось, что этот опрос «про лифты» и был заочным голосованием. Одна из жилиц Ольга Михайловна сейчас вспоминает: «Когда по квартирам ходили, меня дома не было, а вернулась, муж огорошил: я тут расписался за установку нового лифта… Вот так и дурят нашего брата». Жильцы хватились, когда в почтовые ящики посыпались двойные квитанции; в компетентные органы и инстанции пошли жалобы с Острякова, 26. Из мэрии жалобщикам подтвердили — всё по закону: на основании принятого жильцами решения составлен протокол от 01.07.2011 г., документ представлен в управление содержания жилищного фонда мэрии (УСЖФ), мэрия проинформировала Учетно-регистрационный центр и МУП «РКЦ ЖКХ Владивостока» о прекращении договора управления с прежней УК и о выборе собственниками в качестве управляющей компании ООО «УК «Хороший дом». Компания заключила договоры с жильцами путем почтовой рассылки заказными письмами, сообщили чиновники мэрии.
Жильцы чиновникам не поверили: как так вышло, что их без них «женили»? Сомнений добавила и репутация нового управляющего: в прессе еще не утихли скандалы вокруг ремонта фасада на Партизанском проспекте, 28а, где УК ЖКХ (которой руководит тот же Ю. В. Машаров) «освоила» 26 миллионов капремонтных рублей, причем настолько успешно, что прокуратура возбудила по этому поводу уголовное дело. Начитавшись газет и насмотревшись по «ящику» коммунальных ужастиков, жильцы заподозрили новоявленных управленцев в рейдерском захвате их дома. «А как иначе: пока у нас всё дырявое было, желающих вычистить наши подвалы не наблюдалось, а как мы немного выправились, как запахло большими деньгами, они тут как тут, — рассуждает один из жильцов дома, Сергей Степанович. — Я ведь помню, как прошлым летом к нам приходил начальник этой УК Юрий Машаров с каким-то инспектором лифтнадзора; он тогда открытым текстом сказал: хотите лифты, подписывайтесь за «Хороший дом», а нет — сидите без лифтов. То есть натурально шантажировал».
Жильцы решили сопротивляться «захвату», начали изучать протоколы, сверять подписи. «Мы отксерили все бюллетени, пошли по квартирам — большинство жильцов не признали «свои» автографы, они просто были подделаны, к тому же обнаружились «мертвые души», — утверждает одна из активисток. Хождения несогласных по чиновничьим кабинетам результата не дали, обращения в жилинспекцию завершились ничем. В декабре ходоки с Острякова обратились в Первореченский суд с просьбой признать недействительным протокол, из-за которого в доме возникла большая коммунальная склока.
Судебное разбирательство длится уже более полугода.
Стенка на стенку
А пока суд да дело, коммунальная склока на Острякова, 26 продолжается. Мало того что в схватке за право обслуживать дом сошлись две компании, они еще и «раскололи» жильцов на три лагеря: одни платят деньги старой «укашке», вторые — новой, третьи вовсе не платят и держат нейтралитет — при этом все меж собою не дружат (мягко выражаясь). «Люди накалены до предела, — признаются активисты сопротивления, — доходило до потасовок, до срезания замков и взлома дверей»… «Вместо того чтобы как-то жильцов сплотить, помочь нам стать эффективными собственниками, совладельцами общедомового имущества, нас всех пытаются рассорить», — сетуют остряковцы.
«Мы все уже просто устали от этого раздрая, ведь целый год идет чехарда с квитанциями. Я в жизни в долги не влезала, а на старости лет угодила в срамной список», — горюет бабушка Аня, показывая жировку с долгом в 28 тысяч целковых. Правда, весеннее обещание губернатора оставить заслон коммунальной «махновщине» остряковцев приободрило. В начале лета они написали Владимиру Миклушевскому письмо, в котором фактически обвинили администрацию Владивостока (в лице чиновников УСЖФ) и компанию г-на Машарова в преднамеренном сговоре с целью захвата их дома. Жильцы просят Владимира Миклушевского вмешаться в конфликтную ситуацию, поставить заслон двойным «квиткам» и призвать, наконец, к ответу коммунальных «махновцев».
За собой остряковцы оставили право обратиться с жалобой и к прокурору Приморья.
* * *
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:
— Говоря о перехвате управления домами, важно понимать, зачем это делается. Первое — получение ежемесячных доходов от платы за содержание жилья. Дома можно разделить на малобюджетные (которые приносят мало денег, менее 100 тысяч рублей в месяц) и бюджетные (многоподъездные дома, дающие 300–500 тысяч рублей дохода). Вот в основном за последние и бьются УК. Кроме того, под прицел попадают объекты, где проведена восстановительная работа по техническому состоянию дома, то есть в них ничего не нужно делать, а только собирать деньги. Вторая причина — это огромные средства, выделяемые на капитальный ремонт по целевым программам, в первую очередь — 185-ФЗ. УК «охотятся» за такими домами, и здесь особенно развиты коррупционные схемы. Если дом попадает в программу (а узнают об этом в первую очередь чиновники УСЖФ и департамента ЖКХ ПК), то к управляющим такими домами нередко приходят «ходоки» с конкретными предложениями «поделиться» под гарантию попадания в программу. Отсюда нередки раздутые сметы работ, тот же дом на Партизанском проспекте, 28а: по программе капремонта на него было выделено 29 млн рублей. Жители дома, не доверяя УК, провели независимую экспертизу. В результате недосчитались 11 млн рублей, в смете были завышены цены на материалы и выполненные работы. Сейчас этим делом занимается прокуратура.
Что вы воруете с убытков? Воруйте с прибылей! (М. Жванецкий.)
Жители нескольких десятков многоэтажек Владивостока, поверившие телевизионному «сталкеру» и выбравшие себе управляющую компанию «Наш дом», этим летом дружно сказали: «Опа…» — мусор есть, а хозяев нету! Вместе с «перерасходами» капремонтов и платежами тысяч жителей за текущий ремонт да с долгами миллиончиков на пять перед подрядчиками. К примеру, фактическая стоимость ремонта дома по Шошина, 19 составила 1,12 млн, а приписок — на 2,57 млн, а один только арбитражный иск ООО «УК «Наш дом по Первореченскому району» и ООО «УК «Наш дом по Первореченскому району № 1» за вывоз ТБО тянул на 2,2 млн рублей. «Управляйка» напоследок еще и выдирала у жильцов «долги» — да так, что чуть ли не сотня заочных решений судов в пользу компании о взыскании несуществующей задолженности отменялась апелляционной инстанцией.
И начали жильцы о таком неприкрытом грабеже писать письма в мэрию, прокуратуру, турецкому султану… — хоть кому-нибудь, кто может разыскать деятелей «Нашего дома».
Виктор Алеко, заместитель начальника Управления содержания жилого фонда администрации г. Владивостока, отвечал им с телеэкрана по осени: «Чем занимается сейчас управляющая компания “Наш дом”, мне не известно».
Жители разыскивали управляющих деятелей в приемной общественной организации «Союз собственников жилья», которая, как они поняли, хотела двигать на выборы в думу города единоросса Игоря Голышевского. Но офис этот скоро захлопнулся. Видать, очень уж сильно запахло жареным. Дальнейшие слухи о местонахождении директора были такие, что он «ховается» на излечении в какой-то больничке. А сейчас и вовсе прокуратура сообщает жильцам по телефону, что он в розыске.
Многие «нашедомовские» дома, почуяв запах криминала, к осени перешли в другие управляющие компании, пообещавшие жильцам высудить деньги, накопленные на счетах «Нашего дома» на капремонт. Однако это будет затруднительно, поскольку, по слухам, счета нулевые. Доверчивые бабушки митингуют у мусорных куч и текущей канализации: «Сталкера» надо сюда вызывать, пускай снимает это безобразие!» Впрочем, в этом случае не исключено, что несведущие бабульки попали в цель: одним из учредителей ООО УК «Наш дом» в сентябре 2009 года стала Новикова Кристина Александровна, привнеся в компанию уставной капитал аж в 750 рублей, — как уверяют сведущие слухмейкеры, супруга означенного «сталкера», пламенного просветителя в сфере ЖКХ. Впрочем, другие слухмейкеры слышали, что она уже из учредителей ретировалась. Так что еще искать концы и искать.
Надо строить собственный дом, скоро по стоимости содержания будет одинаково. Что 3-комнатная квартира, что 3 этажный домик.