Исполнение поручений Путина поставит регионы под угрозу дефолта

отметили
63
человека
в архиве
Исполнение поручений Путина поставит регионы под угрозу дефолта
В следующем году правительство может столкнуться с дефолтом российских регионов, считают в S&P. Почву из-под ног региональной казны выбьют предвыборные поручения президента, потянувшие на 8% ВВП, и снижающаяся доходная база. Если федерация не изменит политики передачи полномочий, с проблемами столкнутся больше половины субъектов, предупреждают эксперты.

В следующем году госдолг регионов вырастет минимум в полтора раза, считают в S&P. По данным Минфина, на начало года госдолг субъектов составлял 1,171 трлн руб., при этом в 19 регионах он был выше 50% доходов. «В следующие несколько лет муниципалитеты будут вынуждены активно занимать, им нужно будет привлекать все больше средств с рынка», — говорит директор направления «Региональные и муниципальные финансы» S&P Борис Копейкин. Причем темпы роста заимствования начнут расти: если в следующем году регионы займут 500 млрд руб., то в 2013 году — не менее 700 млрд руб. Из-за этого некоторые регионы могут столкнуться с угрозой дефолта, хотя глава Минфина Антон Силуанов в начале октября утверждал, что такого риска нет.

Активно влезать в долги регионы заставят макроэкономические проблемы. «Мы не ждем быстрого роста цен на нефть. Регионам и муниципалитетам надо привыкать к новой ситуации, когда доходы растут значительно медленнее. После десяти лет бурного роста доходов это даже психологически, а тем более политически будет сложно», — предупреждает эксперт.

Одновременно будет падать доходная база регионов. «Мы ждали, что налог на прибыль, на который приходится 30% поступлений в местные бюджеты, будет расти быстрее инфляции, однако информация об уже собранных налогах говорит, что это не так. В реальном выражении этот источник сокращается», — резюмирует г-н Копейкин. В итоге, хотя средние показатели неплохие, «мы понимаем, что в скором времени более чем половине регионов текущих доходов не будет хватать на текущие расходы».

Дополнительно на регионы давят обещания правительства. По расчетам Capital Economics, предвыборные обещания Владимира Путина (расходы на оборону и эффективный контракт) будут стоить казне 4,8 трлн руб., или 8% ВВП 2012 года. Значительная доля этих расходов придется на региональные бюджеты. Федеральная казна профинансирует только 15% расходов консолидированного бюджета на здравоохранение и 19% — на образование. Дополнительных средств в размере 100 млрд руб. в год, заложенных Минфином на выполнение майского указа президента, в лучшем случае хватит на финансирование четверти допрасходов, пессимистичен г-н Копейкин.

В итоге в половине российских регионов не будет хватать средств, чтобы платить зарплаты, предупреждают в S&P. «В такой ситуации власти обычно отказываются от тех расходов, которые можно сократить, в первую очередь от капитальных», — объясняет г-н Копейкин. Однако из-за изменения законодательства таких возможностей все меньше. Выросла доля капитальных расходов, которые финансируются целевыми средствами и не могут быть использованы на что-то еще.
Добавил Vlad2000Plus Vlad2000Plus 17 Октября 2012
проблема (3)
Комментарии участников:
HUKS
+9
HUKS, 17 Октября 2012 , url
Дак это закономерный итог той экономической и управленческой политики, которую последовательно проводит федеральный центр по отношению к провинции примерно с 2003-05 годов. Цель ее, как представляется, — сбить основные социальные расходы со статей федерального бюджета, перенеся их на региональный или даже муниципальный уровень.

Небольшой экскурс в недавнюю историю этой страны: юридически данная схема начала оформляться принятием закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ, (ссылка на базу Консультант-плюс) 17 пункт которого содержал включенный в этот закон текст Статьи 26.2. „Финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации“, где как раз и прописаны все те пункты, финансовое обеспечение которых перекинули на регионы.
Желающие могут ознакомиться по ссылке с этим внушительным перечнем, включающим 41 позицию в основном социального характера. Следующим звеном цепи утверждения финансовой „вертикали“ стало принятие поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, а также успешное проталкивание закона о „монетизации льгот“, который и стал „венцом“ всего подобного законотворчества.

С тех-то самых пор регионы платят, а центр в основном командует, кому платить и сколько. Социалка — штука очень тяжелая для бюджета, поэтому сбросив эти расходы на уровень субъектов, центр, как кажется, несказанно обременил региональные бюджеты и, надо думать, создал стабильную ситуацию искусственного превалирования расходов над доходами, видимо, в целях удержания регионов на коротком бюджетном поводке, ведь без федеральных субсидий в нашей ситуации они просто загнутся.
Ведь всем нам хорошо известно, сколько в России дотационных регионов…
SenSe
+2
SenSe, 17 Октября 2012 , url
Ах, обещания-обещания!..
Lim
0
Lim, 17 Октября 2012 , url
не пойму, какие долги, кому? у нас же вертикальная система сбора налогов и распределения средств. все деньги идут снизу в москву, потом, что останется, из москвы — в регионы. бюджетов много, конечно, но финансируются все они из одного кошелька — ЗакромаРодины. или нет?
u.nik.myopenid.com
+5
u.nik.myopenid.com, 17 Октября 2012 , url
Грубо говоря.

Вот я, например, половину вашего заработка забираю себе. Потому что у меня большие важные государственные задачи по вставанию с колен, федеральные программы, саммиты там всякие. Потом из забранного часть, немножко, отдаю вам. Сколько сочту нужным. Если вам не хватает на еду, могу подкинуть еще — будете мне должны. Или на стороне занимайте. А я вам еще всякие поручения даю. Вот ремонт вы обязаны сделать. И вот этим помочь бесплатно, я им обещал, вы уж за меня выполните. И вот этим я обещал денег подкинуть, вы из своих будьте любезны выделить. Что, не хватает? Могу дать, будете мне должны.
Rjnkzhcrbq
+1
Rjnkzhcrbq, 17 Октября 2012 , url
Забыли добавить самое главное: Но при этом можете воровать сколько хотите.

З.Ы.: Качество выполнения — отдельная тема.
Lim
0
Lim, 17 Октября 2012 , url
не, правда?.. хм, про бюджеты боле-менее ясно, а, вот почему «Могу дать, будете мне должны». это, как-то выше моего понимания…
И, где «на стороне»?? на какой стороне? в омерике?
u.nik.myopenid.com
+3
u.nik.myopenid.com, 17 Октября 2012 , url
где «на стороне»?
Можете в банках, например. В нашем государственном сбербанке, или в нашем государственном ВТБ.
Гудвин
+2
Гудвин, 17 Октября 2012 , url
Подтверждаю :)
Причем Федерация, даже имея возможность давать регионам кредиты напрямую из федерального бюджета по ставке рефинансирования, этой возможностью не сильно пользуется (заявку могут рассматривать полгода, могут просто «похоронить»), регионы вынуждены занимать в банках, что существенно дороже.
Мне кажется, что такая система (отсос денег наверх, с последующим их распределением «как бг на душу положит») позволяет держать регионы в узде, это часть «вертикали». Плохо себя ведешь — урежем межбюджетные трансферты, бюджетный кредит не дадим.
begemoth
+1
begemoth, 17 Октября 2012 , url
позволяет держать регионы в узде
Так они прямо об этом говорят — проголосуете неправильно — денег не дадим.

begemoth
ИмяФамилия
0
ИмяФамилия, 17 Октября 2012 , url
По моему есть часть налогов которые не уходят из региональных и муниципальных образований — т.е. получаются и расходуются на местах. А часть да — проходит через федеральную «кормушку».
Гудвин
0
Гудвин, 17 Октября 2012 , url
Совершенно верно. Нормативы отчисления налогов установлены в Бюджетном кодексе.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать