Если они, нехорошие, не откупаются, тогда все конфискуем!
Есть две сферы, которые существуют только в наших мнениях и оценках: это будущее и скрываемые от нас намерения и мотивы других людей. Поскольку я буду говорить о намерениях Путина и о том, что произойдет в будущем, то все сказанное ниже — мнение по определению. Итак.
Я предлагаю сложить пазл из трех фишек. Первая — оглашенная летом этого года инициатива «Народного фронта» имени Путина, созданного более года назад. Согласно идее новых депутатов из квоты ОНФ, должностные лица не должны иметь собственности и активов за рубежом, а то, что есть, необходимо вернуть за полгода. Законопроект подвис. Верховный суд прислал в сентябре официальное заключение, согласно которому закон «преждевременен». Скептически высказался о нем Медведев. Сейчас идея висит в воздухе, что придает ситуации дополнительную пикантность.
Вторая фишка — кампания неприличной травли обыкновенных воров от власти, имя коим — легион, а жертвами становятся произвольно выбранные люди, отданные на заклание.
Третья фишка — только что подписанный Путиным закон о контроле соответствия расходов доходам должностных лиц.
Разберем по порядку. Сначала — как связаны первые две фишки.
Естественно, что такая затея, как запрет владеть активами за пределами России, не может встретить радостной поддержки в путинской зажиревшей элите, что мы и видим. Именно поэтому идея была вброшена не президентом, а его клакой. Реализация замысла забуксовала. Чтобы продавить ее, нужна показательная кампания разоблачения, которая демонстрирует народу этих коррупционеров такими, какие они есть, с их миллиардами, десятками миллионов на карманные расходы, с гигантскими квартирами в Москве или Лондоне. Итак, нынешний сеанс разоблачений аккуратно подгоняется к зависшей инициативе, создавая благоприятный фон для ее принятия.
Теперь разберемся с третьей фишкой — с контролем за расходами. Если кто-то думает, что принятый закон реабилитирует 20-ю статью Конвенции ООН против коррупции, то он ошибается. Эта статья рекомендует странам ввести в национальные законодательства уголовную статью за «Незаконное обогащение» (Россия этого не сделала), что означает для должностных лиц существенное превышение зафиксированных расходов над официально задекларированными доходами. Наш закон не вводит такой уголовной статьи и не предусматривает уголовного наказания за указанное превышение. Здесь всё иначе и всё уморительно нагло и открыто.
Согласно этому закону, контролируются не расходы семьи должностного лица (супруги и несовершеннолетние дети), а отдельные сделки (покупки). Если сумма покупки чего бы то ни было превышает суммарный официально задекларированный доход семьи за три года, то должностное лицо должно объяснить происхождение средств…