Две недели в России действует закон, обязывающий некоммерческие организации (НКО), получающие гранты из-за рубежа, регистрироваться в качестве иностранных агентов. Однако специальный реестр на сайте Минюста все еще пуст. Потенциальных «агентов» пока за неисполнение закона даже не штрафуют. Более того, как выяснила «НГ», некоторые из них сегодня работают на гранты, полученные от президента России. Правозащитники еще раз подтвердили «НГ», что регистрироваться не станут. Однако в случае ликвидации обещают работать на пожертвования и даже бесплатно.
На официальной интернет-странице Минюста раздел «Информация о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранных агентов» даже не кликается. Неактивна и большая часть других ссылок из этого раздела. Между тем уже две недели – с 21 ноября – в полную силу действуют поправки в закон об НКО, связанные с появлением неких «иностранных агентов», получающих финансирование из-за границы на политическую деятельность.
Напомним, это понятие сформулировано таким образом, что под него подпадают почти все правозащитные организации. Однако в результате вчерашнего опроса потенциальных «агентов» выяснилось, что пока претензий государство к ним не предъявляет. В том числе и за категорический отказ регистрироваться под негативным лейблом. За что, кстати, полагается штраф до 500 тыс. руб.
Руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и исполнительный директор ассоциации «Голос» Лилия Шибанова дружно заявили корреспонденту «НГ», что пока они работают в обычном режиме и ухудшения ситуации не видят. При этом они однозначно подтвердили категорический отказ вешать на себя ярлык «иностранных агентов».
Как выяснилось, такое противозаконное в принципе поведение не помешало МХГ и пономаревской организации получить на свою деятельность гранты от российского президента. Обе структуры сейчас финансируют проекты за счет дотации в размере 4 млн. руб. каждая. Пономарев сообщил, что в прошлом грант от российских властей у них был небольшим, всего-то в 1 млн., но сейчас они добились его существенного увеличения. Причем, заметил он, деньги выделены под программу «Гражданский омбудсмен», на которую приходят и иностранные гранты. Заметим также, что отнесение «Голоса» к потенциальным «агентам» совсем не помешало Шибановой стать членом обновленного президентского Совета по правам человека.
Правозащитники свои объяснения столь странной логики властей, конечно, имеют. Пономарев называет это «постмодернизмом»: одна рука вешает на НКО явно негативный ярлык, а другая – щедро дает деньги. Он уверен, что это свидетельствует о начинающемся во власти развале. Алексеева по этому поводу высказывается более конкретно: «Видимо, власть и сама не считает нас иностранными агентами, раз дает деньги на нашу деятельность».
Шибанова в беседе с «НГ» была настроена оптимистично. По ее словам, хотя закон об иностранных агентах и принят, никто не знает, что с ним делать.
проблема (1)