С 1 декабря у администратора оркестра стало если не меньше забот, то уж точно меньше бумаги в кабинете: отныне оркестр играет все концерты, как «домашние» так и гастрольные, не по бумажным нотам. На пюпитре укреплены… планшетники!
До сих пор оркестр Брюссельской филармонии был знаменит преимущественно тем, что исполненный им саунд-трек к фильму «Артист» получил в начале 2012 года «Оскара» в соответствующей номинации. Теперь оркестр имеет шанс прославиться еще и как самый прогрессивный ансамбль симфонического мира.
После номинации на «Оскара» к администрации оркестра обратился один крупный производитель планшетников. «Нас спросили, согласны ли мы пойти на этот эксперимент, — рассказывает директор оркестра Мишель Табачник. — Мы опробовали технологию, и всем она пришлась очень по душе».
Преимущества очевидны: в один планшетник даже со средним объемом памяти запросто помещается вся нотная библиотека оркестра. Любое новое сочинение моментально оказывается в доступе. Планшетник занимает крайне мало места и почти ничего не весит, чего никак нельзя сказать о бумажных нотах. Наконец, во время концерта музыкантам не приходится переворачивать ноты. «Планшетник я могу, например, взять с собой утром в поезд, чтобы повторить сочинение перед репетицией, — восторгается альтист оркестра Штефан Ульпених. — Я могу также сохранить в нем рабочие записи, это очень удобно».
Наконец, самый веский довод (по крайней мере, с точки зрения менеджеров оркестра): экономия. В год Брюссельский оркестр тратил не менее 25 тысяч евро на приобретение и копирование бумажных нот. Новая технология позволит сократить эту статью оркестровых расходов на порядок.
Платить отныне придется только за права на ноты (или, в случае, если права уже принадлежат оркестру, за оцифровку партитур). Впрочем, почти вся музыкальная литература уже давно существует в цифровом варианте. Крупные музыкальные издательства предлагают клиентам как бумажные ноты, так и их цифровые версии.
Решение о переходе или непереходе на те или иные новые технологии принимаются каждым конкретным оркестром в индивидуальном порядке. «Многие немецкие оркестры уже давно пользуются как ноутбуками, так и планшетниками как вспомогательными средствами при подготовке программ, — рассказал директор Объединения Клаус Цеэляйн (Klaus Zehelein) в интервью DW. — Но я не думаю, что из этого следует делать религию».
Клаус Цеэляйн не сомневается в том, что крупные немецкие оркестры сохранят верность бумажным нотам. «Во-первых, это, как правило, удобнее, да и для глаз полезнее, — считает Цеэляйн. — С напечатанных нот читать легче, чем с экрана». Во-вторых, в нотах можно делать рукописные поправки (в планшетнике такая функция тоже предусмотрена, но пока она не очень удобна).
Наконец, с бумажными нотами у музыкантов возникает «эмоциональная связь»: ведь порой по одним и тем же нотам играет несколько поколений музыкантов.
Добавил
suare 22 Декабря 2012