В Москве второй год идет массовая кампания слияния школ и детских садов. В погоне за экономией бюджетных денег и легкостью управления чиновники в один образовательный колхоз объединяют даже гимназии и коррекционные школы. И пока родители пишут открытые письма мэру Собянину и проводят пикеты, Департамент образования находит все новые неожиданные обоснования для своих решений.
На днях глава департамента Исаак Калина, объясняя на круглом столе в «Московском комсомольце» свои управленческие эксперименты, заявил, что слияние разнородных школ не скажется пагубно на образовании детей. И сравнил школьную среду с рассолом для огурцов. Дословную цитату привел «МК»: «Какой огурец в хороший рассол ни попадет — маленький, большой, свежий, малосольный, — происходит усреднение, все становятся одинаково хорошими солеными огурцами. Поэтому не страшно даже слияние обычных школ с девиантными: если подростков с асоциальным поведением помещать в хорошую социальную среду (прежде всего школьную), то они тоже станут достойными учениками».
Высказывание Исаака Калины вызвало бурю в московской учительской среде и заставило знаменитых педагогов упражняться в остроумии. Калине даже придумали прозвище — Девиантный Огурец. Лучше всех отреагировал замдиректора знаменитого лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи: «А что если слить несколько министерств в одно, например Министерство образования и Министерство обороны? Получится экономия на зарплатах министров. При этом в образовании станет больше дисциплины, а в обороне — больше знаний. Да и вообще, надо слить всех в одну бочку, чтобы максимально разнообразный рассол получился. Почему раньше до этого не додумались?»
А Сергей Волков, учитель русского языка и литературы школы №57, написал в фейсбуке: «А ну как в рассол помимо огурцов еще что попадет? Каждый пусть вообразит себе сам что. Не дай бог вся бочка скиснет. Начальнику такой вариант не видится случайно? Кто сказал, что во всех школах только огурцы, различающиеся по размерам и качеству? Есть еще и помидоры, и кабачки, и картошка. И фрукты. И неорганика всякая. И вообще, в вопросах засола огурцов я больше доверяю проверенным хозяйкам, чем новоиспеченным докторам наук».
Исаак Калина действительно этим летом написал докторскую, да еще и по теме «Аксиологические основания модернизации педагогического образования». Каково, а? Прагматичный управленец-рыночник, среди разгребания завалов в московских школах и дефицитных детских садах, нашел время для серьезного изучения ценностей… в модернизации педагогического образования. Калина, конечно, не Андриянов и не Бурматов, его диссертацию нельзя назвать липовой. Однако у профессионалов к ней скопилось немало вопросов.
Впрочем, работа над докторской не прошла для Калины даром. Опытные педагоги узнали в диковатой метафоре чиновника весьма извращенное понимание педагогической методики знаменитого народного учителя СССР Виктора Шаталова, основателя так называемой «педагогики сотрудничества».
«Регулярному повторению материала учитель уделяет особое внимание. И тут ср
проблема (2)