Как немцы узнали о поражении в Сталинграде

отметили
13
человека
в архиве
Как немцы узнали о поражении в Сталинграде
Когда разрыв между действительностью и пропагандой становится слишком большим, достоверности сразу же наносится невосполнимый ущерб. Йозеф Геббельс инстинктивно это чувствовал, однако ему потребовались четыре недели после провала попытки прорыва окружения под кодовым названием «Зимняя гроза» (Wintergewitter) для того, чтобы изменить характер сообщений своего аппарата.
В это же время население знало больше, и гестапо уже сообщало об этом в своих строго секретных «докладах о моральном состоянии». Так, например, 18 января 1943 года в «Сообщении из рейха» № 351 критически отмечалось: «Неясность сообщений, а также «косвенное» признание неблагоприятного развития событий, по сути, прививает привычку читать между строк. То, что Сталинград отрезан, люди узнали из прессы на основании сообщений о том, что немецкие войска подвергаются там нападению со всех сторон».
В следующем докладе гестапо № 352 от 21 января 1943 года говорится: «Такая же ситуация со Сталинградом, который многие соотечественники уже считают потерянным».
Виноваты другие
Вечером того же дня нацистский министр пропаганды диктовал секретарю свои ежедневные дневниковые записи и сделал удручающий вывод: «Мы должны теперь постепенно готовить себя к тому, чтобы рассказать немецкому народу о ситуации в Сталинграде». Как всегда, Геббельс искал и «нашел» вину за эти упущения не у себя самого, а у других; в этом случае даже у Гитлера лично: «Это, собственно, могло произойти намного раньше. Но фюрер постоянно был против».
Из чисто тактических инстинктивных соображений он знал, что изменение курса необходимо. «В конце концов, мы не можем продолжать и дальше пускать дело на самотек, и только тогда что-то говорить немецкому народу, когда все уже прошло».
Дело в том, что в Сталинграде в окружении оказались почти четверть миллиона солдат. Если эти потери сопоставить с общими потерями на тот момент на всем восточном фронте, то становится ясно, каким поворотным пунктом будет это сражение, подчеркнул Геббельс. «Нам не избежать здесь открытого разговора, и чем раньше это произойдет, тем лучше».
«Полная правда»
Сделав подобного рода вывод, он быстро взялся за дело. Уже на утреннем совещании со своими сотрудниками 21 января он объявил: «Немецкая пресса должна подготовиться к тому, чтобы в наиболее действенной форме превозносить исход этой великой битвы за город Сталина – при необходимости за счет выпуска специальных номеров». В этом министр пропаганды видел «доказательство того, что выдвинутые мною ранее требования были правильными, и немецкий народ полностью готов к тому, чтобы следовать нашему курсу, если мы будем ему доверять».
Вместе с тем положение в Сталинграде среди широких слоев населения было известно лишь «в самых общих чертах». Поэтому Геббельс принял решение: «Мы приложим большие усилия для того, чтобы справиться с тем смятением, которое будет вызвано полной правдой».
Добавил 4ekist 4ekist 2 Февраля 2013
проблема (6)
Комментарии участников:
Barban
0
Barban, 2 Февраля 2013 , url
Бедные фашисты!


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать