[«сделать детей патриотами»] Островский и Тургенев попали под колпак, «Мастер и Маргарита» — под запрет в концепции школьного курса литературы

отметили
30
человек
в архиве
[«сделать детей патриотами»] Островский и Тургенев попали под колпак, «Мастер и Маргарита» — под запрет в концепции школьного курса литературы
Общественная палата по просьбе министра культуры Владимира Мединского разрабатывает новую концепцию школьного курса литературы, которая призвана сделать детей патриотами, помочь правильно понять «опасные» для них произведения, а некоторые книги вовсе изъять из школьного курса.

— Мне позвонил министр культуры (Владимир Мединский. — «Известия»). У нас была большая история, связанная с русской литературой. Он предложил возглавить группу по созданию учебника по русской литературе, — рассказал председатель комиссии ОП по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло.

По замыслу разработчиков, новая концепция должна унифицировать преподавание литературы в школе. Она будет «ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи».

Поэтому неоднозначные персонажи русской словесности должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания, рассуждает Пожигайло. В списке потенциально опасных произведений — «Гроза» Александра Островского, «Отцы и дети» Ивана Тургенева, гражданская лирика Николая Некрасова, сказки Михаила Салтыкова-Щедрина и критика Виссариона Белинского.

— Изучение творчества этих авторов следует поставить под особый контроль. Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет четко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения, — говорит Пожигайло.

Общественник приводит пример, как учителя будут противопоставлять правильное и неправильное поведение героев, согласно методичкам:

— Екатерина из «Грозы» — это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. Другой пример: Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» — она вышла замуж, она счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой — мудрое преодоление страсти.

Произведения Николая Гоголя (в первую очередь в школе изучают «Ревизора» и «Мертвые души») и Федора Достоевского («Преступление и наказание», «Братья Карамазовы») Павел Пожигайло предлагает исключить из курса для средних классов школы и подробно разбирать уже в старшей школе, причем параллельно друг другу.

— Это писатели будущего, обладающие провидческим даром. Если брать того же «Ревизора», то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев — это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле — это Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум, знать Новый Завет. И его надо бы параллельно с Достоевским. Они оба говорили евангельскими текстами, — подчеркивает он.
Добавил suare suare 6 Марта 2013
Комментарии участников:
suare
+1
suare, 6 Марта 2013 , url
Некоторые произведения комиссия Общественной палаты и вовсе предлагает исключить. Пока речь идет о «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова.

— Понятно, что в большей степени дети увлекаются Воландом, Коровьевым, Бегемотом, совершенно не понимая творческую задачу Булгакова, — подчеркивает Пожигайло. — Я считаю, что эту книгу надо в институте преподавать. Конечно, кто-то хочет, чтобы ребенок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же как свобода Базарова, она ведет к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу, дать Пелевина, Улицкую, «пусть ребенок почитает», — это неправильно.

Новая концепция школьного курса литературы потребовалась после выступления Владимира Путина на съезде родителей 9 февраля, когда президент высказал недоумение по поводу того, что в разработанной Российской академией образования (РАО) новой программе по литературе для старшей школы не нашлось места произведениям Александра Куприна, Николая Лескова и других признанных классиков. При этом в нее вошли творения современных литераторов, например Людмилы Улицкой и Виктора Пелевина. Позднее Минобрнауки заявило, что эта программа не учитывает законодательство в сфере образования и не может использоваться в учебных заведениях.

Замминистра культуры Григорий Ивлиев подтвердил, что ведомство поручило Общественной палате разработать концепцию.

— Мы поддерживаем предложения Общественной палаты, — говорит он. — Но понятное дело, что в разработке курса будут принимать участие не только общественники, но и специалисты Минобрнауки, и мы.

Прозаик Владимир Сорокин заявил, что ему «неинтересно и скучно комментировать» новую инициативу Общественной палаты.

— Это путь к формированию со школьной скамьи не общества граждан, а нации верноподданных, — сказал он.

Литературовед Лев Аннинский уверен, что разработать такой охранительный курс литературы невозможно. Иначе это будет возвращение к советской системе.

— Мозги у детей опять набекрень будут. Всегда должно быть несколько точек зрения на творчество писателей, на их персонажей. Это раньше точка зрения была одна, революционная.

Директор московской гимназии № 1514 Анна Белова уверена, что нужно больше доверять профессионализму педагогов.

— Образованный человек должен знать родную литературу без изъятий. Что касается интерпретаций того или иного произведения, тут нужно больше доверять учителям. Любой преподаватель литературы прекрасно понимает, какие бы произведения там ни были, они не будет их подавать как какую-то пропаганду.

Сейчас в основной и старшей школе (5–11-й классы) в преподавании русской литературы действует стандарт 2004 года, где в числе других представлены произведения Алексея Толстого, Николая Лескова, Александра Куприна, Виктора Астафьева и Александра Вампилова. Как утверждает Минобрнауки, новый стандарт для средней школы вступит в силу с 2015/16 учебного года, а для 10–11-х классов — с 2020/21 года.
Archerday
+5
Archerday, 6 Марта 2013 , url
Еще несколько лет назад, такая новость показалась бы людям за гранью реальности. В каждой сказке есть плохие герои, которые несут наказания за свои деяния. Это не повод запрещать сказки. Осталось только сжечь все книги, а всех у кого в библиотеке есть книги, перечисленных классиков посадить в тюрьму или сослать в Сибирь на принудительные работы. Похоже к этому идем.
Max Folder
+6
Max Folder, 6 Марта 2013 , url
Телепузик! Телепузик! Мы друзья!
Ла-ла! По!
Обнимемся!
Вот что надо изучать в школе.
Да и то в этом великом произведении усмотрены элементы гомосексуализма.
reckroot
+3
reckroot, 6 Марта 2013 , url
Блять, скорей бы на землю напали инопланетяне!
В этом случае патриотов не останется совсем.
Но инопланетяне не идиоты. Нападать на бабуинов в питомнике — что за глупость?
Плодитесь патриоты! Местные патриоты лучше ихних. Или наоборот? Я запутался.

PS: а не проще ли красить всех новорожденных в цвет хаки? И сохранить это на генном уровне. Тогда точно станут патриотами. Патамушта не такие как весь мир!
Мелко плаваете, господа министры.
oldpiu
+1
oldpiu, 6 Марта 2013 , url
источник: cs406322.vk.me
comander
0
comander, 6 Марта 2013 , url
такое впечатление что комментаторы в школе зачитывались школьной программой взахлеб )) ага, верю верю
Max Folder
+3
Max Folder, 6 Марта 2013 , url
Зачитывались, не зачитывались — это уже другой вопрос. А вот это вот, как бы дети чего не вычитали, чтобы не зародились у них неблагонадёжные мыслишки — это интересно.
В «Ревизоре», оказывается, не чиновники описаны, которые со времён Гоголя абсолютно не изменились, а мытарства души. Прям глаза всем открыли. Может быть, тогда пойдём дальше и скажем, что, чиновники — это наместники Ада? Сказавши «А», надо говорить и «Б».
Литература она вообще какая-то вся… подозрительная… Шерлок Холмс — наркоман, Том Сойер — хулиган, Достоевский — порочный антиправительственный преступник — волосы дыбом встают.
oldpiu
+3
oldpiu, 6 Марта 2013 , url
Если брать того же «Ревизора», то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев — это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле — это Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум, знать Новый Завет. И его надо бы параллельно с Достоевским. Они оба говорили евангельскими текстами, — подчеркивает он.
Бля… Сборище обкуренных мудаков…
suhan
+2
suhan, 6 Марта 2013 , url
Татьяна Толстая умерла

Но не спешите посылать соболезнование

Г-н президент, упомянутая дама умерла не в жизни, а в школьном учебнике. Чуть позже всё поймёте.

Вы постоянно заботитесь о детях народа. В частности, о том, чтоб они хорошо учились (здесь, в России). На днях вы тревожились о преподавании литературы.

ПУТИН. Составителям новой программы по литературе стоит прислушаться к критике. Рассчитываю, что соответствующие выводы будут сделаны определёнными нашими инстанциями.

Г-н президент, инстанции не помогут. Степень их глупости и воровства трудно даже вообразить. Они не смогут сделать новый учебник лучше, чем прежний.

Уже месяц читаю учебник для 8-го класса, не могу начитаться. «Р.И.Бунеев, Е.В.Бунеева. Литература. 8-й класс. Дом без стен». Дом без стен? Или голова без мозга? Что встречается чаще?

Название первого вступления (на стр. 3): «Как работать по учебнику». То есть уродовать русский язык авторы начинают сразу.

Далее уведомление: «В учебнике есть произведения для текстуального изучения. Это означает, что данное произведение определено государственным образовательным стандартом как обязательное для изучения, оно должно быть прочитано полностью и проанализировано. Таким образом, все произведения для текстуального изучения составляют обязательный минимум литературного образования 8-го класса» (курсив Бунеевых. — А.М.).
остальное по ссылке, там много интересного
al6855
+3
al6855, 6 Марта 2013 , url
Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Соло
0
Соло, 7 Марта 2013 , url
Единственный правильный учебник по литературе будет содержать одну фразу: «Прочитайте что-то на ваш выбор»


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать