Большинство великих ученых — гении одной конкретной отрасли знаний. Но случаются таланты такой мощи, которым тесно в рамках одной науки, и они, словно держа в руках таинственный кристалл знаний, берутся исследовать одну грань, другую, третью. Канонический пример «всеохватного» гения — это, к примеру, Леонардо да Винчи.
В нашей истории яркий пример — М.В.Ломоносов, чья неуемная натура постигла многое — от физики, химии и геологии до истории и стихосложения.
К редчайшему виду ученых-энциклопедистов нового времени можно отнести Владимира Ивановича Вернадского, 150 лет со дня рождения которого отмечается 12 марта (28 февраля по старому стилю)
источник: mk.ru
Конечно, у нас, геологов, есть некое ревнивое чувство по отношению к Владимиру Ивановичу. Мое «открытие» Вернадского произошло в стенах Ленинградского горного института имени Г.В.Плеханова (ныне Санкт-Петербургский горный университет). Постигая основы геологии, минералогии, кристаллографии, мы, студенты, почитали Вернадского и научным столпом, и яркой легендой, и жизненным примером. Он был нашей «геологической иконой», если хотите. Но в то же время мы понимали: эта мощная фигура переросла рамки геологической науки. Хотя и в рамках ее он сделал очень многое, став основоположником геохимии, биогеохимии, радиогеологии и т.д. Но в главном достижении — учении о ноосфере — он уже выходит на такие высоты глобальности, планетарности, всечеловечности, которые требуют синтеза многих наук.
Впрочем, подробнее о ноосферном учении Вернадского будет сказано чуть позже. Пока же отмечу с сожалением, что сегодня многие научные достижения наших соотечественников как бы подернуты паутиной времени. Вот, скажем, мы знаем, что наша страна обладает ядерным щитом, знаем фамилии Курчатова, Сахарова, некоторых других создателей ядерного оружия. А многие ли знают о роли Вернадского в этом деле? Между тем именно он еще в начале 20-х стал основателем Радиевого института, занявшегося изучением свойств радиоактивных веществ. Ну а в 1940 году по инициативе Вернадского начались исследования урана на предмет получения ядерной энергии. Если бы эти исследования не начались тогда, кто знает, успели бы в СССР создать свой атомный проект в противовес США.
В 20—30-х годах прошлого века Вернадский был председателем Комиссии по изучению естественных производственных сил России (КЕПС). Именно эта комиссия заложила стратегические основы геологического изучения территории СССР и создания его независимой минерально-сырьевой базы. Так что, когда мы сегодня говорим о колоссальных природных богатствах страны, это неразрывно связано с именем Вернадского. Крайне несправедливо, что сегодня многие из этих богатств служат не интересам народа, а интересам кучки нуворишей. Не об этом, конечно, думали и мечтали те, кто организовывал работу по освоению недр, кто искал и открывал месторождения. Но это уже тема для отдельного разговора…