Кризис политического доверия в России: в общественном сознании Госдума – это собрание лоббистов, образующих структуры теневых связей бизнеса с исполнительной властью — Лев Гудков

отметили
22
человека
в архиве
Кризис политического доверия в России: в общественном сознании Госдума – это собрание лоббистов, образующих структуры теневых связей бизнеса с исполнительной властью — Лев Гудков
Старания единороссов представить участившиеся факты сложения полномочий депутатов Госдумы или отказ от своих мандатов членов Совета Федерации как самоочищение Думы выглядят не просто неуклюжими и неубедительными, но вызывают в обществе прямо противоположный эффект, усиливая общее впечатление лживости и демагогии депутатского корпуса, встревоженного непрекращающейся критикой власти.

Что сегодня происходит как внутри, так и вне стен парламента, каким видится обозначившееся противостояние между депутатами и остальной частью общества, при каких условиях возможен роспуск Госдумы – в беседе с ответственным редактором «НГ-политики» Розой ЦВЕТКОВОЙ руководитель Левада-Центра Лев ГУДКОВ корреспондировал мнение всех россиян, которым небезразлична судьба страны.

– Лев Дмитриевич, согласно многим опросам Левада-Центра, отношение россиян как к деятельности Госдумы в целом, так и к самим депутатам в частности становится все более негативным. С разных сторон слышатся и призывы к роспуску нижней палаты парламента. Что, на ваш взгляд, прежде всего провоцирует эту ситуацию?

– Добавлю, что о наличии проблемы свидетельствует и очевидное стремление президента дистанцироваться от слабеющей «Единой России», которая не в силах отделаться от клейма «партии жуликов и воров», данной ей Алексеем Навальным (согласны с такой ее характеристикой 40% россиян, не согласны – 41%). Поскольку именно монопольное положение ЕР составляет основу нынешней парламентской конструкции, то укрыть ее среди мелких и наспех созданных, потемкинских политических объединений под общей вывеской патриотического ОНФ будет делом трудным и скорее всего в нынешних условиях невозможным.

Интерес к созданию такого фронта проявляют ничтожное число россиян (2–3%), а из тех, кто вообще что-то слышал о таких планах, самая большая группа (42%) не верит в естественность и жизнеспособность этого образования, расценивая эту суету лишь как бюрократическую имитацию всенародной поддержки Владимира Путина (только 26% полагают, что это будет замена ЕР, новая партия власти, а 12% из них полагают, правда, непонятно почему, что речь идет о движении, оппозиционном властям).

Рост негативного отношения людей к парламенту (менее чем за год показатель одобрения деятельности ГД снизился с 45 до 36%, а неодобрение и недовольство ее работой, напротив, выросли с 55 до 63%) вызван несколькими причинами.

Первое и самое очевидное обстоятельство: участившиеся скандалы с незадекларированной или сомнительной по происхождению собственностью депутатов накладываются на коррупционные скандалы, которые чуть ли не ежедневно происходят уже не в Думе, но в разного рода министерствах и ведомствах – обороны, сельского хозяйства, медицины, образования, прокуратуры, космоса, дорожного строительства, городского хозяйства и т.п. Фактически нет такой сферы государственного управления, где каждый день что-нибудь не взрывалось в подобном роде.
Добавил suare suare 2 Апреля 2013
Комментарии участников:
suare
+1
suare, 2 Апреля 2013 , url
Второй момент в усилении недоверия Госдуме – это фальсификации на выборах, а потому сохраняющиеся сомнения в ее законности и дееспособности. Значительная часть респондентов высказывает подозрения, что выборы были нечестными, а их итоги не соответствуют воле избирателей, будучи во многом результатом использования административного ресурса и давления на зависимые от власти группы населения.

И, наконец, третье – это растущее раздражение от принятия репрессивных законов последнего времени, которыми Дума под давлением администрации президента отвечает на массовые протесты и рост недовольства руководством страны. Понятно, что законы – антимагнитский, Димы Яковлева, об иностранных агентах – целая серия законов, которые приняты после Болотной площади, после митингов, – рассматриваются значительным большинством общества как попытка подавить оппозицию и заткнуть рот всем недовольным. Законодательная деятельность депутатов в этом контексте не воспринимается как чисто репрессивная реакция на проявление недовольства властью по отношению к обществу.

Она откровенно обсуждается, а недовольство ею выражается и устно, и в блогах, в СМИ. И получается цепная реакция – чем сильнее попытка вот такого желания заткнуть рот отдельным голосам в обществе или оппозиции, тем сильнее ответная реакция самозащиты общества: через расследования, через желание, вообще-то говоря, дискредитировать эту Думу.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать