Россия не способна понять западную внешнюю политику, которая ставит во главу угла права человека. Этим ценностям Москва противопоставляет политику невмешательства и сохранения стабильности — любой ценой.
Принципы российской внешней политики можно описать следующим образом: она в своей основе прагматична и ориентируется на интересы различных групп влияния. Кремль стремится к сохранению своих рынков экспорта вооружения, сырья и ядерных технологий, а также — многополярного мира, в котором Россия обладает большим весом.
Важнейшей заповедью является невмешательство, за ней следует стабильность — практически любой ценой. Права человека? Один аргумент из многих, однако далеко не самый важный. Настоящую идеологическую страсть Россия испытывает только к бывшим советским республикам. Их Москва рассматривает как исконную область своего влияния, по отношению к ним она периодически испытывает «фантомные боли» и приступы «имперского величия».
Россией управляют очень циничные люди, считает Дмитрий Тренин, директор московского Центра Карнеги. Откуда берется этот цинизм? Москве трудно понять и принять внешнюю политику, в основе которой лежат права человека. Ведь в России, в отличие от Запада, этот вопрос мало интересует широкие слои общества. Кровопролитие в Сирии и поддержка, которую оказывает Башару Асаду президент Путин, — тема маргинальная. Кроме того, подконтрольные государству СМИ могут в любой момент представить происходящее в выгодном для Кремля свете.
Наконец, западная политика и западная риторика вокруг прав человека многим кажется либо наивной, либо попыткой закинуть камень в огород России. Это представление об антироссийском западном комплоте укоренилось в сознании Путина и его сторонников со времен «оранжевой революции» на Украине. Провал Виктора Януковича на выборах 2004 года, кандидатуру которого открыто поддерживал Владимир Путин, стал одним из крупнейших внешнеполитических поражений российского президента.
С этого момента НКО в России считаются плацдармом западных подрывных элементов. Однако если американские НКО действительно не всегда соблюдают политический нейтралитет, то немецкие строго придерживаются этого принципа. Тем не менее, проведя обыски в офисах немецких фондов имени Фридриха Эберта и Конрада Аденуаэра, российские власти послали четкий сигнал: вас — незваные гости, вас здесь просто терпят.
Россия отвернулась от Запада. Политика сближения с Европой, проводимая в 1990-х годах, ушла в прошлое.
Добавил
suare 4 Апреля 2013