Комментарии участников:
![]() |
![]() |
— Какими, на ваш взгляд, должны быть профилактические меры?
— Если в школах говорить: «Ребята, наркотики — это плохо», то возникает закономерный вопрос: «А почему же тогда их употребляют и говорят потом, что это такой кайф?». Может быть, в школах стоит рассказывать о том, что наркотики действительно могут вызывать кайф, но последствия этого кайфа могут оказаться самыми плачевными? Хотя, наверное, говорить об этом стоит не детям, а педагогам и родителям. Наиболее эффективная первичная профилактика, на мой взгляд, — это работа с семьей, потому что зависимость во многом — это все-таки семейное заболевание. Кроме того, необходима работа с чувствами, мировоззрением, ценностями как подростков, так и их родителей. Проводить эту работу можно в формате семейных групп, тренингов, семинаров, развивающих занятий.
Что касается вторичной и третичной профилактики, здесь тоже можно добиться определенного прогресса. С наркоманом или алкоголиком лучше всего работать, когда он находится в состоянии определенного кризиса. Что может быть этим кризисом? Например, попадание в полицию. Очень хорошие мотивационные рычаги воздействия есть у социальных служб, потому что они могут лишать своих клиентов родительских прав или пособий. Очень хороший мотивационный рычаг есть у уголовно-исполнительных инспекций. Туда попадают люди, вышедшие из тюрьмы по условно-досрочному освобождению, и условно осужденные — то есть люди, еще не попавшие в тюремную систему или уже вышедшие из нее.
В такие моменты мотивация наркомана пойти лечиться выше. Есть, конечно, люди, для которых тюрьма становится образом жизни. Но есть и наркоманы, для которых взаимодействие с правоохранительными органами и системой исполнения наказаний может стать хорошим «пинком» в направлении лечения.
Наркоману нужно показать последствия употребления. А тюрьма — это последствие употребления. Отдел полиции — это последствие употребления. Гепатит или ВИЧ — это последствие употребления. Лишение родительских прав — тоже последствие употребления. Главное, чтобы полицейские, сотрудники ФСИН и работники социальных служб могли донести эту мысль до своих «подопечных».