Комментарии участников:
В России проект скоростных железнодорожных магистралей разрабатывался еще в 70-е годы прошлого века, в конце 1980-х была принята программа развития ВСМ. Однако в 90-е по понятным причинам о ней благополучно забыли. Реализовать идею скоростного железнодорожного движения в нашей стране удалось лишь в начале XXI века.
Строить отдельные железнодорожные ветки для ВСМ как за границей не стали, вместо этого пустили купленные у немецкой Siemens и французской Alstom скоростные поезда по уже существующей инфраструктуре. В 2009г. между двух столиц — Москвой и Петербургом — со скоростью до 200 км/ч начали курсировать «Сапсаны», они же связали Первопрестольную с Нижним Новгородом. В Хельсинки из Северной столицы РФ возят пассажиров скоростные составы «Аллегро», а в январе 2013г. из Петербурга в Великий Новгород и Бологое пустили поезда «Ласточка».
«Сапсан» и «Аллегро» в 2012г. перевезли 3,5 млн пассажиров. Всего с декабря 2009г., когда они были запущены, — более 9 млн пассажиров. Средняя загрузка этих скоростных поездов составляет более 80%. «Сапсан» и «Аллегро» перевозят пассажиров со скоростью до 200 км/ч. Средняя скорость поездов дальнего следования Федеральной пассажирской компании сегодня не превышает 60 км/час.
Сегодня рассматриваются три основных направления развития ВСМ в России со скоростями до 350 км/ч. Это уже опробованный маршрут Москва — Петербург, а также линии Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург и Москва — Ростов-на-Дону — Адлер.
По словам первого вице-президента ОАО «РЖД» Александра Мишарина (возглавляет курирующую проект компанию «Скоростные магистрали»), пилотным направлением строительства ВСМ, вероятнее всего, станет Москва — Казань.
«Целесообразнее (строить ветку. — Примеч. РБК) на Восток, поскольку есть перспектива для развития — продлить ее до Екатеринбурга с подключением Перми, Челябинска и Уфы. Там геополитика уже появляется, выход на Китай», — пояснил топ-менеджер РЖД.
В Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) подчеркивают, что бурное развитие высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок во Франции, Германии, Японии и Китае поддерживается и субсидируется правительством.
«В России, как и в США, например, не существует четкой позиции государства в отношении перевозок пассажиров по ВСМ. Однако в Соединенных Штатах, в отличие от РФ, острой потребности в железнодорожных пассажирских перевозках нет, поскольку достаточно развита малая авиация и автобусное сообщение», — считает эксперт-аналитик ИПЕМ Лев Рузавин.
По его мнению, в нашей стране «региональная авиация в упадке, а перевозка в автобусах выполняется множеством частных компаний, над которыми невозможно установить контроль и обеспечить требуемый уровень безопасности».
источник: pics.rbc.ru