Комментарии участников:
Россия вышла на профицит торгового баланса. Отток капитала сократился, госбюджет был сбалансирован, что дало возможность правительству начать пополнение суверенных фондов. Безработица упала до рекордно низкого уровня, и заработная плата неуклонно росла. Годовая инфляция достигла самого низкого уровня за последние два десятилетия, отмечалось в докладе ВБ.
Но цена успеха — высокие цены на нефть. «Если же посмотреть внимательнее, то экономический рост в России снизился наполовину за десятилетие, предшествовавшее кризису 2008 года. Промпроизводство сократилось в начале 2013 года впервые с 2009-го. Инвестиции в основной капитал остаются зависимыми от государственных средств, а прямые иностранные инвестиции снижаются», — отмечали эксперты ВБ.
«Главная причина слабости или силы российской экономики — цена на нефть, — согласен Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа». — А в перспективе цена на это сырье будет снижаться, поэтому и прогнозы идут на понижение».
Не менее значимый повод для пересмотра прогноза — набирающая обороты деофшоризация российской экономики, что приводит к сокращению инвестиций из-за рубежа.
«В скором времени практически все офшоры подпишут конвенцию ОЭСР по раскрытию информации о налогоплательщиках — Multilateral Convention on Mutual Assistance in Tax Matters. Это положит конец их главному преимуществу — конфиденциальности. Россия подписала эту конвенцию», — говорит Гагарин, отмечая, что в 2012 году из оффшорных юрисдикций в Россию пришло $60,4 млрд инвестиций. Можно ожидать, что приток из офшоров снизится как минимум на четверть.
Прогноз Royal Bank of Scotland по росту российской экономики остается без изменений — 2,9%ВВП, сообщила Татьяна Орлова, старший экономист RBS по России, СНГ и Израилю.
«Хотя публикация данных о падении промпроизводства в мае показывает, что тренд негативный, есть вероятность пересмотра прогноза на понижение», — считает Орлова, отмечая при этом, что прогнозы международных финансовых институтов часто бывают комплементарными или политически мотивированными.
«Рост ВВП в этом году составит 3%, но мы видим явный риск пересмотра этого прогноза в сторону понижения», — сообщил «Газете.Ru» Кай Штукенброк, старший директор направления «Суверенные рейтинги» международного рейтингового агентства Standard & Poor's. «Замедление экономического роста обусловлено целым рядом причин, включая снижение уровня потребления, инвестиций и чистого экспорта. Причем снижение уровня инвестиций может иметь долгосрочные последствия, так как именно отсутствие инвестиций, как правило, становится источником торможения роста», — говорит Штукенброк.
Росстат недавно подтвердил замедление роста ВВП в I квартале до 1,6% (с 2,1% в IV квартале 2012 года) и опубликовал предварительную разбивку по темпам промпроизводства, напомнила Мария Помельникова, аналитик «Райффайзенбанка». «Наибольшие опасения вызывает концентрация плохих результатов в промышленности, причем в отраслях, ориентированных не только на внешний, но и на внутренний спрос, а также достаточно резкое замедление роста в секторе строительства. Это указывает на ограниченность внутренних стимулов для роста, с которыми мы связывали основную надежду на реанимирование экономики», — отмечает Помельникова.
При этом динамика потребления пока еще стабильна, но этого может оказаться недостаточно, чтобы компенсировать нехватку инвестиций. «На этом фоне мы недавно снизили прогноз по росту ВВП в 2013 году с 3% до 2%», — резюмирует Помельникова.
Для того чтобы выйти на траекторию роста хотя бы в 2,5% по итогам года, средний рост во II—IV кварталах должен составлять порядка 3%, сомневается Дмитрий Харлампиев, руководитель направления макроэкономики банка «Петрокоммерц».
«Главный ограничивающий фактор — это удручающая динамика инвестиций, а также практически нулевой рост промпроизводства по итогам первых пяти месяцев. Более того, пока нельзя сказать, что сейчас мы видим какие-то явные предпосылки для роста экономической активности в среднесрочном периоде», — говорит Харлампиев.
Радикальное понижение прогноза МВФ кажется не совсем оправданным, возражает Эльвира Курманалиева, начальник отдела странового анализа Евразийского банка развития. «В текущем году ожидается хороший урожай в сельском хозяйстве. Есть признаки улучшения в экономике Европы, что также поддержит российскую экономику. Думаю, экономика может выйти на трехпроцентный рост», — говорит Курманалиева. Но при отсутствии внешних шоков или ошибок в экономической политике правительства.