Комментарии участников:
Там же, в Сочи, нормой стало широкомасштабное использование рабского труда гастарбайтеров на строительстве олимпийских объектов: власти намеренно закрывают глаза на массовые нарушения миграционного законодательства.
Логика чрезвычайного положения применяется и в отношении чудовищной коррупции, которая, согласно материалам доклада Бориса Немцова и Леонида Мартынюка, составляет от 50% до 60% бюджета: ни одно уголовное дело о мошенничестве, хищениях, взятках и откатах на Олимпиаде не дошло до суда.
По сути дела, создается некая особая юрисдикция, в которой не действуют российские законы и все подчинено логике политической целесообразности Олимпиады. Эта юрисдикция имеет и свои филиалы в Москве: в столице безнаказанно действует группа так называемых «охранников Кадырова», промышляя вымогательством и разбоем, но когда группа офицеров ФСБ попыталась их задержать, последовало указание с самого верха: «До окончания Олимпиады в Сочи окружение Кадырова не трогать».
Если следовать логике Шмитта, то чрезвычайное положение в Сочи – это высший акт суверенитета. Не государственного суверенитета РФ, а индивидуального суверенитета правителя. Сочи-2014 – это личный проект Путина, который предстает тут как абсолютный суверен, конституирующий в Сочи новую юридическую, бюджетную и даже природную аномалию: Зимняя Олимпиада в субтропиках.
А в терминах Агамбена Путин и есть тот самый Homo Sacer из древнеримской истории, одновременно властитель и изгой, суверен и отверженный, стоящий вне закона и норм морали. Одиночество и оставленность очень характерно проступили в известной телевизионной сцене в Петербурге, в том сюрреалистическом двухминутном проходе по зачищенной, идеально пустой улице города: то шел не Президент РФ, а чистая идея власти, агамбеновский Homo Sacer.
Принадлежащий ему проект «Сочи-2014» уже выведен за пределы закона, морали, бюджетных приличий и здравого смысла. С невиданным в истории расточительством бетонируется Главный Кавказский хребет: по свидетельствам очевидцев, раствор в горы завозится вертолетами.
Сочи превращается в «черную дыру» в российском бюджете и в уникальном природном ландшафте Кавказа. Сформировавшийся там режим чрезвычайного положения теперь получает полноценное юридическое оформление: Сочи официально переводится на режим осажденного лагеря, в который, как в немецкий концлагерь, можно заехать только на поезде.
А сколько еще лагерей можно устроить, сколько создать чрезвычайных ситуаций!
Позади саммиты АТЭС во Владивостоке и «двадцатки» в Петербурге, Универсиада в Казани; впереди, помимо Олимпиады, новые спортивные мегасобытия: Гран-при Формулы-1 в 2014 году, Чемпионат мира по хоккею в 2016 году, Чемпионат мира по футболу в 2018-м — и каждое будет плодить патриотические иллюзии, и под каждое будет создан особый режим и выделен резиновый бюджет. Такими темпами Россия к 2020 году превратится в зону сплошной чрезвычайной ситуации, над которой будет властвовать одинокий суверен.