[Ein Volk, ein Reich, ein Führer] Россия ― родина слонов

отметили
9
человек
в архиве
[Ein Volk, ein Reich, ein Führer] Россия ― родина слонов
У жанра, получившего название «фольк-хистори» («народной истории» или «истории для масс»), два слагаемых успеха.

Во-первых, его представители смогли дать обывателям то, с чем не справилась официальная наука, ― чувство непрерывности истории собственного народа, который, согласно самозваным исследователям, оставался одним и тем же на протяжении тысячелетия.

Чаще всего эта история откровенно националистична и при этом прагматична — она предлагает своим адептам утешение от горестей и неурядиц сегодняшнего дня в виде картин героического воображаемого прошлого, когда могучие герои, потомки сверхлюдей и первочеловеков, создавали империи и отражали нашествия, а также блюли одну-единственную истинную религию, которая не имеет отношения ни к современному православию, ни к какой-либо иной «традиционной религии».

Во-вторых, «фольк-хистори» была предельно нигилистична по отношению к официальной науке ― советские люди, которых на протяжении четырех поколений вскармливали догмами марксизма-ленинизма, после краха большевистского проекта испытали глубокое разочарование не только в постулатах исторического и диалектического материализма, но и в фундаментальных положениях вообще всяких гуманитарных наук.

Соответственно, их нетрудно было убедить в том, что вся совокупность знаний, накопленных историками прошлого, была не то сознательной фальсификацией, не то искренним заблуждением, которые лишили страну ее героического прошлого, поместили русских в один ряд с другими восточнославянскими народами, да еще и сделали их жертвами двухсотпятидесятилетнего ордынского владычества.

Главными «переписывателями» истории можно считать математиков Анатолия Фоменко и Глеба Носовского, выступивших со своей «новой хронологией» еще в начале 1980-х, после знакомства с идеями академика Николая Морозова, который объявил древнюю историю человечества отражением истории средневековой Европы.

Подобные идеи питал и этнолог Лев Гумилев, придумавший теорию пассионарности различных этносов и пересмотревший классический канон российской древности: он отверг представления о взаимоотношениях Руси и Золотой Орды как об иге, предположив, что после утраты пассионарности восточно-славянским этносом в XIV веке сложилось другое этническое суперобразование ― славяно-монгольский этнос, объединивший и Русь, и Орду.

Среди тех, кто хоть как-то еще вписывается в традиционные представления о истории, оказался Михаил Задорнов, ярый антинорманист, отрицающий какую-либо причастность к созданию Древнерусского государства викингов-варягов. С середины 2000-х годов он активно погрузился в поиски первооснов русской цивилизации и пришел к сходному с «новыми хронологами» выводу, что «настоящая» история России полностью фальсифицирована немцами, захватившими императорскую Академию наук с самого основания ее Петром I.

Современное российское академическое сообщество с последователями «фольк-хистори» в дебаты вступает нередко, а в академических изданиях постулаты лженаук ученые опровергают регулярно.
Добавил suare suare 12 Октября 2013
Комментарии участников:
u.nik.myopenid.com
+2
u.nik.myopenid.com, 12 Октября 2013 , url
Забавная попытка каталогизации и систематизации фриков.
Только зачем?
suare
0
suare, 12 Октября 2013 , url
Вот и я себя об этом спрашиваю. И пока не нахожу ответа. Но если местное Политбюро ЦК рекомендует это в разделе «Наука» в то время, как ни о какой науке речь не идёт,
«Лента.ру» отобрала самые безумные концепции, которые провозглашают Россию родиной всего человечества, а русских ― потомками не то ариев, не то атлантов.
значит в этом что-то есть и неводок надо закинуть. Может быть не только с травою морскою он вернётся, хотя о Золотой рыбке мечтать, конечно не приходится.

Может быть дело не только в Lenta.ru? Просто не хватает лекторских групп при обкомах партии, а интеллигенцию и креативщиков погромили и бывшие «нашисты» массово введённые в говорящие СМИ на роль идейных борцов за идеологическую чистоту партийных рядов уж никак не тянут?

Ожидаем идеологический призыв и мобилизацию из обновленных РАНовских рядов? Чтобы знали чей хлеб с маслом кушают и отрабатывали свои сахарные косточки? ;) Или ожидается пополнение самих гуманитарных РАНовских кругов деятелями новой волны?

На телевидении и радио такое пополнение уже произошло… В Интернете тоже завершается.
Когда «фольк-хистори» только зарождалась ― как это только и могло быть в Советском Союзе, полуподпольно ― официозная идеологическая машина не стала вступать с полемику с параисториками и мифологами, а просто, директивным решением, лишила их возможности публично выступать со своими взглядами.

Когда же СССР затрещал под своей тяжестью, оказалось, что это новое, околоисторическое и околорелигиозное знание уже прочно осело в головах слишком многих. Эклектичные концепции великого прошлого перестали существовать в вакууме ― плодовитые авторы «фольк-хистори» получили доступ к тиражам, исчислявшимся сотнями тысяч экземпляров, добрались до телевидения, где прочно закрепились на бывших дециметровых каналах, и принялись копировать формы существования академической науки, вплоть до основания собственных академий.

«Сейчас мир фольк-хистори разросся и зажил своей отдельной жизнью. В нем существуют собственные авторитеты, герои и гении. Одни авторы с уважением цитируют других, ссылки на одни фольк-хисторические труды перекочевывают в другие», ― писал еще в 1998 году историк Глеб Елисеев.

Современное российское академическое сообщество с последователями «фольк-хистори» в дебаты вступает нередко, в академических изданиях постулаты лженаук ученые опровергают регулярно, но по-прежнему практически всегда держатся только знакомой площадки ― научных конференций и университетских лекций.

Если такая дискуссия, «не дай бог, будет публичной и транслироваться по нашему телевидению, ― жаловался «Газете.Ru» академик РАН Андрей Зализняк, — в таком подарке дилетантам я участвовать не буду».
А кто будет?
u.nik.myopenid.com
+1
u.nik.myopenid.com, 12 Октября 2013 , url
В нем существуют собственные авторитеты, герои и гении. Одни авторы с уважением цитируют других, ссылки на одни фольк-хисторические труды перекочевывают в другие
Это известный метода псевдолегализации выдумок перекрестным цитированием. На третьей итерации уже с комментарием «как пишут уважаемые ученые», а на пятом «общеизвестно, что».

в таком подарке дилетантам я участвовать не буду».
А кто будет?
Ученому бессмысленно вступать в дискуссию вне рамок научного метода. Ибо, как известно, один дурак может задать столько вопросов, что сто мудрецов за… тся отвечать.
Общество должно само понять и выбрать, что ему нужно — скучная, но эффективная рутина научного метода, или красивые, но бесплодные фантазии.
suare
0
suare, 12 Октября 2013 , url
Речь, конечно же, не о науке, а скорее о публицистике, журналистике, пропаганде, агитации или идеологии, но что это меняет?
Нелишне будет восстановить в памяти читателя несколько строчек из статьи тов. Ленина «С чего начать?» (написана в 1901 году) об организационной роли периодической печати в жизни нашей партии:

«Роль газеты не ограничивается, однако, одним распространением идей, одним политическим воспитанием и привлечением политических союзников Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор В этом последнем отношении её можно сравнить с лесами, которые строятся вокруг возводимого здания, намечают контуры постройки, облегчают сношения между отдельными строителями, помогают им распределять работу и обозревать общие результаты, достигнутые организованным трудом.

При помощи газеты и в связи с ней сама собой будет складываться постоянная организация, запятая не только местной, по и регулярной общей работой, приучающей своих членов внимательно следить за политическими событиями, оценивать их значение и их влияние на разные слои населения, вырабатывать целесообразные способы воздействия на эти события со стороны революционной партии. Одна уже техническая задача — обеспечить правильное снабжение газеты материалами и правильное распространение её — заставляет создать сеть местных агентов единой партии, агентов, находящихся в живых сношениях друг с другом, знающих общее положение дел, привыкающих регулярно исполнять дробные функции общерусской работы, пробующих свои силы на организации тех или иных революционных действий.

Эта сеть агентов будет остовом именно такой организации, которая нам нужна: достаточно крупной, чтобы охватить всю страну, достаточно широкой и разносторонней, чтобы провести строгое и детальное разделение труда; достаточно выдержанной, чтобы уметь при всяких обстоятельствах, при всяких „поворотах“ и неожиданностях вести неуклонно свою работу; достаточно гибкой, чтобы уметь, с одной стороны, уклониться от сражения в открытом поле с подавляющим своею силою неприятелем, когда он собрал на одном пункте все силы, а с другой стороны, чтобы уметь пользоваться неповоротливостью этого неприятеля и нападать на него там и тогда, где всего менее ожидают нападения».

Тов. Ленин говорил тогда о газете, как об орудии строительства нашей партии. Но нет оснований сомневаться в том, что сказанное тов. Лениным целиком применимо в нынешней нашей обстановке партийного и государственного строительства.
Статья тов. И.В. Сталина «Печать как коллективный организатор»

Я просто пытаюсь фигурально выражаясь Мыслить как преступник
u.nik.myopenid.com
+1
u.nik.myopenid.com, 12 Октября 2013 , url
Для популяризации науки нужен особый талант, которым немногие обладают.
Марков, например, вполне успешно популяризует достижения современной биологии. Опять же, для тех, кому это интересно.

Публичные же дискуссии основаны не на убедительности, а на то, кто красивее говорит, а в этом с фриками состязаться бессмысленно. Да и время это отнимает без пользы.

Почему наука стала такой популярной век назад? Потому что общество поняло, что наука может дать ему больше полезного, чем церковь или там бредни пани Блаватской. Хотя и после того подпадало под демагогию обещаний то Лысенко, то Петрика.

История наука не из разряда точных и практических, поэтому фрикам там места больше.
suare
0
suare, 12 Октября 2013 , url
Меня это заинтересовало в связи с совпадением повышения (в том числе и «рукотворного» через СМИ и Интернет) пристальности общественного внимания к различным псевдонаучным теориям, разработкой нового учебника для школы, реформой РАН и падением общего уровня образованности населения. Возможно появление новых «петриков» на различных участках гуманитарных дисциплин.

Открываются практически безграничные возможности для псевдонаучных манипуляций. Я сомневаюсь, что при должной финансовой подпитке «нужных» определённым политическим и партийным кругам (в том числе кремлёвским и околокремлёвским — вспомним передвижку Суркова на новый участок идеологического фронта) псевоисторических разработок у настоящих ученых найдется мужество и возможность противостоять этому.
Обществу навязываются варианты реконструкции исторической действительности, не имеющие ни малейшего научного обоснования. При этом историческая наука подвергается самой агрессивной критике, читателя всячески убеждают, что историки-профессионалы несостоятельны в своем ремесле и падки на умышленные фальсификации.

На протяжении нескольких лет фольк-хистори не встречала фактически никакого отпора и превратилась в значительный компонент общественной мысли3. Этот компонент мощно влияет и будет влиять на массовые представления о прошлом, на программы учебных заведений, на историческую беллетристику.
Между тем, во-первых, определение сути такого явления как фольк-хистори, его корней и причин успеха у массового читателя необходимо для того, чтобы критический отпор ему получил минимальную теоретическую базу и утратил облик беспорядочной и бессистемной «перестрелки». Во-вторых, фольк-хистори обрел значение важного фактора в социокультурной атмосфере российской современности. Уже в силу последнего он достоин пристального внимания и изучения.
u.nik.myopenid.com
+1
u.nik.myopenid.com, 12 Октября 2013 , url
Если общество больно, то перечисление симптомов ему не поможет.

Единственное обидно, что Гумилева зачислили в ту же компанию, попутно изрядно извратив его взгляды.
suare
0
suare, 12 Октября 2013 , url
Отними у народа историю — и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом.

Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней.

Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой.

Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей

Мы добиваемся не правды, а эффекта.

Худший враг любой пропаганды — интеллектуализм.

Сон разума рождает чудовищ
u.nik.myopenid.com
0
u.nik.myopenid.com, 12 Октября 2013 , url
Все верно.
Но даже геббельсовские бредни были опровергнуты не интеллектуально, а практикой.
suare
0
suare, 12 Октября 2013 , url
Согласен, речь лишь о цене такого прозрения, но здесь слова ничего не решают. И хорошо ещё, чтобы жертв было поменьше. Заплатить, как выяснилось в «живой», а не писаной в учебниках и пособиях истории, приходится судьбами целых народов и континентов.

Храни нас, Господь!
dinga
+2
dinga, 14 Октября 2013 , url
Вы же сами постом ранее заметили, что в публичных дискуссиях апеллировать к логике и интеллектуальному подходу бессмысленно, тем более в формате перманентного шоу, когда время — деньги и «кончил, не кончил 2 минуты».
Вообще, сегодня апелляция к эмоциям уже давно затмила любую мало-мальскую логику. Даже лексикон, «ось зла», «гуманитарная катастрофа» и т.д. апеллирует к неким образам, засевшим в мозгу из детских сказок, где есть пауки-злодеи и добрые комарики-спасители.
И как это не печально, но Геббельс понимал в масс медиа еще тогда, когда они ходили в пленках и их потенциал еще не был явлен во вем формате, по сравнению с сегодняшним днем, кода создать тему, накрутить драматизм и создать базу для конкретных политических шагов — ежедневная практика.
Взять ту же Сирию. Вы о ней когда в последний раз слышали?! Там уже не убивают, или убивают меньше чем 3 недели назад, когда мир выл словом «С-и-р-и-я»?
Так что хоть сам бесноватый доктор и сгинул со всем своим семейством, проклинаемый и безмогильный, практика как раз таки не фига не опровергла его бредни.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать