Почему следователи хотят возбуждать налоговые дела без чужой помощи
отметили
8
человек
в архиве
Еще недавно государство пыталось защитить предпринимателей от произвола. Cейчас такая политика не в моде
Следственный комитет требует себе права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям на общих основаниях – без существующего сейчас фильтра в виде налоговых органов. Предпринимателей этот факт должен пугать: при существующем состоянии судов общей юрисдикции для следствия нет ничего проще, чем превратить практически любую ошибку в учете или административный проступок в налоговое преступление: суд мыслей не читает, по крайней мере в пользу обвиняемого, и любой, даже самый сомнительный, ущерб бюджету с легкостью истолкует как намеренный уход от налогов. Сигнал «дела ЮКОСа» понят и принят: в судебный оборот прочно вошли юридические чудеса вроде понятия «добросовестности» налогоплательщика.
Концепция, предполагающая, что если предприниматель мог выбрать схему, позволяющую заплатить родине больше налогов, а выбрал иную, то он виноват вне зависимости от законности последней.
Следственный комитет получил полномочия расследовать налоговые преступления в результате реформы 2011 года, до этого здесь была епархия МВД (за МВД при этом остались дела по незаконному возврату НДС). Но полномочия были преданы с «обременением», следователи могли возбуждать дело только после того, как налоговое ведомство направит ему материалы для возбуждения уголовного дела. В результате налоговые дела, бывшие отличным рычагом влияния для других структур (что, собственно, и привело к введению новых правил, защищающих предпринимателей от произвола), для Следственного комитета стали не активом, а головной болью.
Процедура сейчас выглядит так. Сначала налоговый орган проводит налоговую проверку. По результатам проверки, если выявлены нарушения и начислены штрафы, налогоплательщик может нарушения устранить, а деньги попросту выплатить. Или – если считает себя правым – проходить внутренние процедуры урегулирования споров, существующие в ФНС, и весьма неплохо работающие, а потом при желании продолжить дело в арбитражном суде.
А в арбитраже налоговики, по данным ВАС, проигрывают полностью или частично до двух третей тяжб.
И только по окончании процедуры, когда результаты проверки вступают в законную силу, налоговые чиновники могут, выждав еще два месяца, не захочет ли предприниматель добровольно погасить требуемые суммы, передать дело в Следственный комитет.
Результат не замедлил сказаться: если в 2009 году было выявлено (в основном МВД) более 22 000 налоговых преступлений, то в 2012-м СК и МВД в совокупности выявили таковых чуть меньше 6000, из которых на СК приходится около двух третей (приблизительность оценки здесь вызвана нестыковками в статистике разных ведомств). Почти четырехкратное падение количества дел – свидетельство и того, что заложенные законом фильтры работают, и того, что ведомству неудобен нынешний порядок, оно расследовать дела на таких условиях не стремится и, видимо, не умеет.
Следственный комитет требует себе права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям на общих основаниях – без существующего сейчас фильтра в виде налоговых органов. Предпринимателей этот факт должен пугать: при существующем состоянии судов общей юрисдикции для следствия нет ничего проще, чем превратить практически любую ошибку в учете или административный проступок в налоговое преступление: суд мыслей не читает, по крайней мере в пользу обвиняемого, и любой, даже самый сомнительный, ущерб бюджету с легкостью истолкует как намеренный уход от налогов. Сигнал «дела ЮКОСа» понят и принят: в судебный оборот прочно вошли юридические чудеса вроде понятия «добросовестности» налогоплательщика.
Концепция, предполагающая, что если предприниматель мог выбрать схему, позволяющую заплатить родине больше налогов, а выбрал иную, то он виноват вне зависимости от законности последней.
Следственный комитет получил полномочия расследовать налоговые преступления в результате реформы 2011 года, до этого здесь была епархия МВД (за МВД при этом остались дела по незаконному возврату НДС). Но полномочия были преданы с «обременением», следователи могли возбуждать дело только после того, как налоговое ведомство направит ему материалы для возбуждения уголовного дела. В результате налоговые дела, бывшие отличным рычагом влияния для других структур (что, собственно, и привело к введению новых правил, защищающих предпринимателей от произвола), для Следственного комитета стали не активом, а головной болью.
Процедура сейчас выглядит так. Сначала налоговый орган проводит налоговую проверку. По результатам проверки, если выявлены нарушения и начислены штрафы, налогоплательщик может нарушения устранить, а деньги попросту выплатить. Или – если считает себя правым – проходить внутренние процедуры урегулирования споров, существующие в ФНС, и весьма неплохо работающие, а потом при желании продолжить дело в арбитражном суде.
А в арбитраже налоговики, по данным ВАС, проигрывают полностью или частично до двух третей тяжб.
И только по окончании процедуры, когда результаты проверки вступают в законную силу, налоговые чиновники могут, выждав еще два месяца, не захочет ли предприниматель добровольно погасить требуемые суммы, передать дело в Следственный комитет.
Результат не замедлил сказаться: если в 2009 году было выявлено (в основном МВД) более 22 000 налоговых преступлений, то в 2012-м СК и МВД в совокупности выявили таковых чуть меньше 6000, из которых на СК приходится около двух третей (приблизительность оценки здесь вызвана нестыковками в статистике разных ведомств). Почти четырехкратное падение количества дел – свидетельство и того, что заложенные законом фильтры работают, и того, что ведомству неудобен нынешний порядок, оно расследовать дела на таких условиях не стремится и, видимо, не умеет.
Источник:
forbes.ru/mneniya-column/silov...
Добавил Factum Regulus 22 Октября 2013
1 комментарий
На эту же тему:
49
[Стабилиздец] «Мы завязли в стагнации по самые уши. Если правительство не будет проводить реформы, то эта ситуация может затянуться на три-пять лет» — экс-министр финансов РФ Кудрин
— 22 Октября 2013
Комментарии участников:
Прокомментирую 4 соновости.
1. наблюдаем массовое закрытие малых предприятий
2. Бабкин говорит что и у крупных предприятий дела не хороши
3. СК требует больше власти, так как недоволен кол-вом дел против предпринимателей
4. ВАС, единственный суд, в котором кол-во оправданий 2\3 и остается хоть каким то барьером против липовых дел объединяют с ВС. Лишних увольняют.
Вопрос на засыпку. Улучшает ли все это инвестиционный климат, о котором жужжат на всех форумах и саммитах Путин и Медведев?
1. наблюдаем массовое закрытие малых предприятий
2. Бабкин говорит что и у крупных предприятий дела не хороши
3. СК требует больше власти, так как недоволен кол-вом дел против предпринимателей
4. ВАС, единственный суд, в котором кол-во оправданий 2\3 и остается хоть каким то барьером против липовых дел объединяют с ВС. Лишних увольняют.
Вопрос на засыпку. Улучшает ли все это инвестиционный климат, о котором жужжат на всех форумах и саммитах Путин и Медведев?