«Идет подъем национализма, мутной волны самоутверждения на фоне отчасти демагогии властей по поводу опасности, якобы грозящей стране из-за интриг Запада» — Директор «Левада-центра»

отметили
36
человек
в архиве
«Идет подъем национализма, мутной волны самоутверждения на фоне отчасти демагогии властей по поводу опасности, якобы грозящей стране из-за интриг Запада» — Директор «Левада-центра»
— Правда ли, что в сознании большинства россиян 4 ноября теперь скорее ассоциируется с «Русскими маршами» националистов?

— Если в 2011 году 45 процентов осуждали подобные выступления и 28 — поддерживали, то сегодня ситуация прямо обратная: 40 процентов одобряют их и 25 — осуждают. Резко уменьшилось число тех, кто выступает против, называет это фашизмом. Результаты свежего опроса показывают, что за последние два года ситуация перевернулась.

— Чем вы это объясняете?

— Идет подъем национализма, мутной волны самоутверждения на фоне отчасти демагогии властей по поводу опасности, якобы грозящей стране из-за интриг Запада. Это политика, которая продолжается два года уже. Соединение набора тем — угрозы со стороны Запада, педофилии, иностранных агентов, плюс антииммигрантской риторики — все это подняло волну низового национализма и ксенофобии. Если говорить о совсем ситуативных причинах, на это наложился еще недавний теракт в Волгограде.

— Можно ли на фоне этого ожидать, что нынешний «Русский марш» будет самым массовым за последние годы?

— Скорее всего — да, потому как он проходит на фоне событий в Бирюлеве, информированность о которых очень высока. В общественном мнении сложилась совершенно четкая версия о том, каковы причины случившегося. Это, прежде всего, — непосредственный повод, убийство азербайджанцем русского парня. С другой стороны, это — коррумпированные приезжими правоохранительные органы. Так считают люди. И третье, конечно, — чувство незащищенности населения и вызывающее поведение самих мигрантов. Эти версии разошлись мгновенно, поддерживаемыми государственными телеканалами.

— В ходе предыдущих «Русских маршей» происходили столкновения его участников с мигрантами. Ожидаете ли вы, что теперь этого будет еще больше?

— Готовность к этому гораздо выше. Хотя в Москве нагнали много ОМОНа, полиция будет к этому готова. Но националисты хотят о себе заявить, поэтому они пойдут на провокации.

— Вы давно следите за «Русскими маршами». Кто эти люди, которые на них ходят?

— Это, прежде всего, молодежь, с невысоким уровнем образования, люмпенизированная, для которой нынешняя ситуация выглядит крайне драматично. В России быстро формируется потребительское общество, но без характерных для Запада буржуазных ценностей и понимания того, что благосостояние связано с упорным трудом. Здесь резкая дифференциация вызывает зависть. Недовольство становится мотивом, выводящим людей на улицы. Я бы назвал это смещенной агрессией — зависть плюс чувство незащищенности вызывают агрессию, которая вымещается на гастарбайтерах.

Что связывают россияне с Днем народного единства?

Лев Гудков: Ничего особенного. Они рассматривают это как инициативу властей для того, чтобы погасить память о 7 ноября. Изначальная неопределенность исчезает, люди согласились с официальным названием, но никаких эмоций он не вызывает. Очень небольшая часть идентифицирует себя с этим праздником.
Добавил suare suare 5 Ноября 2013
проблема (2)
Комментарии участников:
suare
+1
suare, 5 Ноября 2013 , url
— После инцидентов в Бирюлево или Пугачеве складывается впечатление, что этническое противостояние может перерасти в массовые столкновения по всей стране. Это так?

— Я не думаю, что это превратится в общее явление, но уже лет семь мы говорим, что во многих регионах сложилась предпогромная ситуация, и что достаточно малейшей искры, и возникнет этнический конфликт. Это провоцирует и риторика властей о наплыве мигрантов.

— Что бы вы посоветовали властям, чтобы избежать конфликтов?

— Отказаться от риторики, которая провоцирует, и более жестко контролировать русских националистов. Какое-то время власти довольно жестко вели тактику привлечения к суду скинхедов, которые нападали на приезжих. Это дало результат, число нападений пошло вниз. Но, начиная с 2011 года и протестных выступлений демократической оппозиции, власть начала заигрывать с националистами. Власть уверена, что она в состоянии их контролировать. Но это далеко не всегда получается.

— Вы упомянули о протестах 2011 года. Тогда националисты выходили вместе с либералами и на проспект Сахарова, и на Болотную площадь в Москве. Один из лидеров оппозиции, блогер Алексей Навальный, в свое время принимал участие в «Русских маршах». Как сейчас складываются отношения либералов с националистами?

— Для Навального очень характерна националистическая риторика. Правда, в последнее время она угасла. Но в Москве перед выборами мэра тема контроля над мигрантами была центральной для всех кандидатов. Это можно тоже считать одними из факторов провоцирования этнических конфликтов. Отношения либералов с националистами были напряженными и вынужденными во время антипутинских демонстраций. Сейчас, поскольку оппозиция ослабла, отношения прекратились.

— Национализм, наоборот, набирает силу, так?

— Общая почва для роста национализма — это ощущение социальной незащищенности, уязвимости, отсутствие справедливости, перспектив, и то, что единственными символическим идейным ресурсом осталось прошлое, хоть и иллюзорное.

— Харизматичного лидера, условного «русского фюрера» у националистов пока нет?

— Нет, и это важно. Как бы ни обстояли дела, как бы ни росла ксенофобия, у населения сохраняется большой страх перед радикалами и националистами, неприятие этого.
efys
+1
efys, 5 Ноября 2013 , url
Он либо идиот, либо соучастник.
sound
+3
sound, 5 Ноября 2013 , url
а почему «или или»?
dim_22
0
dim_22, 5 Ноября 2013 , url
«Русский марш» в Петербурге завершился массовыми драками
Полиция Санкт-Петербурга задержала четырех человек после беспорядков у метро «Удельная». В официальной группе «Русского марша — 2013» в соцсети «ВКонтакте» говорится, что задержанных доставили в 86-й отдел полиции. В МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области информацию не комментируют.

О беспорядках у станции метро «Удельная» рассказали очевидцы. По их словам, там произошла драка. Избитый мужчина отказался обратиться за медицинской помощью. Затем группа молодых людей напала на торговцев близлежащего рынка.

Очевидцы сообщили также о массовых драках на Лесном проспекте. Несколько пострадавших были госпитализированы.
suare
+1
suare, 5 Ноября 2013 , url
Насчет массовизации не уверен, она носит пока спорадический, ситуационный, стихийный характер с вовлечением множества случайных людей, либо людей с различными интересами, но радикализация и сегментация этого социального движения (правда, не только его), несомненно происходит.
Организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют социальным изменениям, представляют собой социальные движения. По определению Д. Делла Порта и М. Диани, социальные движения представляют собой «неформальные сети, базирующиеся на разделяемых всеми их участниками ценностях и солидарности, мобилизующие своих участников по поводу конфликтных проблем посредством регулярного использования различных форм протеста».

Социальные движения — это неинституциональный тип коллективного действия, и соответственно их не следует смешивать с социальными институтами. Социальные институты — это устойчивые и стабильные образования, а социальные движения имеют неопределенный временной цикл, они нестабильны, при некоторых условиях легко распадаются. Социальные институты призваны поддерживать систему социальных отношений, общественный порядок, а социальные движения не имеют устойчивого институционального статуса, большинство членов общества относится к ним равнодушно, а некоторые даже с неприязнью.

Социальные движения представляют собой особую разновидность социальных процессов. Все социальные движения начинаются с чувства недовольства существующим социальным устройством. Объективные события и ситуации создают условия для понимания несправедливости существующего положения вещей. Люди видят, что власти не принимают мер, чтобы изменить ситуацию. При этом существуют определенные эталоны, нормы, знание того, как должно быть. Тогда люди объединяются в общественное движение.

В современном обществе можно выделить различные социальные движения: молодежные, феминистские, политические, революционные, религиозные и др. Общественное движение может быть структурно не оформлено, в нем может не быть фиксированного членства. Это может быть стихийное кратковременное движение или общественно-политическое движение с высокой степенью организованности и значительной продолжительностью деятельности (из них рождаются политические партии).
Общественные движения (часто используется словосочетание социальные движения)
— тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.
Американский социолог Чарльз Тилли определяет общественные движения как ряд дискуссионных перформансов, демонстраций и кампаний, с помощью которых простые люди осуществляют коллективные требования к другим. Для Тилли социальные движения являются основным средством привлечения обычных людей к участию в государственной политике. Он утверждает, что существуют три основных элемента социальных движений:
кампании: устойчивые, организованные общественные действия по выработке коллективных требований к властям;
формы: использование комбинаций из числа следующих форм политической деятельности: создание специализированных ассоциаций и объединений, общественных встреч, торжественных акций, демонстраций, митингов, передач петиций и заявлений к и через средства массовой информации и дискуссии;
WUNC-демонстрации: согласованные общественные представления важности (worthiness), единства (unity), численности (numbers) и обязательств (commitments) со стороны самих участников и/или тех, кого они представляют.

Другой социолог Сидни Тэрроу определяет социальные движения как коллективные вызовы (для элиты, органов власти, других групп или культурных кодов) людей с общими целями и солидарностью в устойчивом взаимодействии с элитами, оппонентами и властью. Он особо отличает социальные движения от политических партий и групп интересов.

Идеолог «нового лейборизма», английский социолог Энтони Гидденс определеяет социальные движения, как «коллективную попытку осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов». Гидденс пишет, что довольно сложно отделить социальные движения от групп интересов. Так же как и группы интересов, социальные движения часто используют в качестве одного из своих методов давление посредством официальных каналов, «хотя в то же самое время участвуют и в менее традиционных формах деятельности». Гидденс отмечает, что «теории революций и теории социальных движений с неизбежностью пересекаются».
dim_22
+4
dim_22, 5 Ноября 2013 , url
Стоит вспомнить об одной особенности нацианолистов. Фото из Москвы:
источник: img11.nnm.ru
источник: std3.ru
А теперь новость из Питера:
Более 50 тысяч человек прошли крестным ходом по Петербургу
Общегородской крестный ход в честь праздника казанской иконы Божией матери и Дня народного единства собрал 54 тысячи человек, сообщил РИА Новости представитель ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти.

Как сообщалось ранее, крестный ход начался с получасовым опозданием из-за большого скопления участников.

Крестный ход прошел по маршруту: Казанская улица — Гороховая улица — Малая Морская улица — Исаакиевская площадь. Для тех, кто не смог попасть в Исаакиевский собор, по бокам храма установили большие многометровые экраны, на которые транслировался праздничный молебен.
Еще раз: 54 тысячи. Где гарантии, что эти тысячи не перейдут в лагерь радикалов?
suare
+1
suare, 5 Ноября 2013 , url
Или национал-радикалы раскрасят в яркие краски радикал-клерикалов, сливаясь с самыми крайними из них. И неизвестно, кто окажется радикальнее. Что такое религиозный фанатизм известно не по наслышке.

Теперь, когда умеренно правые Прохоров и Навальный оставили ряды националистов, возможны любые самые «необычные» комбинации с перестроением ещё дальше вправо.

Ждем появления на спортивных (и прежде всего футбольных) трибунах не только свастики, но и языческих символов в купе с религиозными, так, как мы увидели это на ринге перед последним боем Кличкоу у его соперника.
Fireleo
+5
Fireleo, 5 Ноября 2013 , url
Вот видео которое опубликовал BadVadim BadVadim


Чтоб вы понимали. Шествие проходило от кольца влево. В это 6-метровое сужение пропустили все колонны. Я позже выложу полное видео, там минут 50 хронометраж. Все прошедшие так же кричали «Аллах-пидорас» и «Ебать хачей ебать», но все прошли. А эту, самую многочисленную и плотную толпу какого-то хрена решили пустить направо. Там мало того что ещё большее сужение, так ещё и космонавтов толпа наготове — вопрос, ЗАЧЕМ это было сделано? Останавливают толпу, командуют «Продолжаем движение» — на видео это чётко слышно — и налетают космонавты. Ну нахера такие подставы делать?
suare
0
suare, 5 Ноября 2013 , url
источник: pics.top.rbc.ru
Национализм набирает обороты в российских регионах
Cоциологи из «Левада-центра» провели очередное исследование националистических настроений в России. В опросе принимали участие 1603 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.

По данным социологов, к приезжим выходцам из южных республик уважительно относятся только 3% опрошенных — в прошлые месяцы уважение к мигрантам испытывали столько же опрошенных. Столько же россиян испытывает к приезжим симпатию.

Зато выросло количество россиян, испытывающих неприязнь и раздражение к приезжим. Число первых выросло с 23 до 25%, вторых — с 25 до 30%. Страх перед приезжими испытывают всего 6% опрошенных (в прошлом месяце 7%). 39% россиян не испытывает никаких особых чувств по отношению к мигрантам. Затруднились с ответов 2% респондентов.

Интересно, что тезис о том, что в российских городах ощущается межнациональная напряженность, а также противоположный тезис поддерживает равное количество людей. На этот вопрос «определенно да» ответили 10% (в прошлом году — 5%), «скорее да» — 33% (в прошлом году — 24%), «скорее нет» — 39% (46%), «определенно нет» — 13% (20%). Затруднились с ответом 6% респондентов.

На вопрос о том, что же делать с нелегальными иммигрантами из стран ближнего зарубежья, подавляющее большинство ответило «выдворить их за пределы России» (73%). В прошлом году это число составляло 64%. Легализовать мигрантов, помогать им получить работу и ассимилироваться в России готовы всего лишь 15% опрошенных. В прошлом году таковых нашлось 20%. Затруднились с ответом 13% респондентов.

К идее «Россия для русских» активно распространяемой националистами, в этом году положительно относятся целых 23% (в прошлом году — 15%), считают, что «ее было бы неплохо осуществить, но в разумных пределах» 43% опрошенных (в прошлом году — 41%). В том, что это идея является настоящим фашизмом уверены всего 19% (в прошлом году — 23%). 9% респондентов эта тема вообще не волнует, 6% — затруднились с ответом.

Скандальный лозунг «Хватит кормить Кавказ» «пределенно поддерживает „35% опрошенных ( в прошлом году — 20%), “скорее поддерживают» — 36% (в прошлом году — 35%), «скорее не поддерживают» — 15% (против 16% в прошлом году), «определенно не поддерживает» всего 3% против 16% — в прошлом году. Затруднились ответить 11% опрошенных.

При этом 17% уверены, что в России в настоящее время возможны массовые кровопролитные столкновения на национальной почве (в прошлом году — 11%). Целых 45% ответили на этот вопрос «скорее да» (в прошлом году — 32%). «Скорее нет» ответили 24% (против 36% в прошлом году), «определенно нет» — 5% (в прошлом году — 11%). Затруднились с ответом 9%.

Интересно, что при всем при этом половина россиян (45%) никогда не чувствовала по отношению к себе враждебность со стороны других национальностей (в прошлом году было столько же). Очень часто испытывают на себе враждебность 4% (а прошлом году столько же), довольно часто — 13% (столько же), редко — 35% (в прошлом году — 31%). Затруднились с ответом — 4%.

На прямой вопрос о том, чувствуете ли вы в настоящее время враждебность к людям других национальностей, 37% опрошенных парадоксальным образом ответил «никогда» (в прошлом году 44%), редко — 39% (против 32% в прошлом году), довольно часто — 14% (в прошлом году также 14%, очень часто — 6% (в прошлом году — 4%). Затруднились с ответом 4%.
источник: levada.ru
источник: levada.ru
источник: levada.ru
источник: levada.ru
источник: levada.ru
источник: levada.ru
источник: levada.ru
источник: levada.ru
источник: levada.ru
источник: levada.ru
dim_22
+1
dim_22, 5 Ноября 2013 , url
А вот с этим согласен. Сужу по своему городу. Последние года полтора появляется молодежь в майках с надписями, графити на стенах и т.д. Самое интересное, что особо ЛКН в городе и нет. Живет община на окраине. Мясом занимается.


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать