Комментарии участников:
Председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс остановился на конкретной области: он обрисовал будущее российских нанотехнологий. По его словам, к 2015 году объем наноиндустрии при участии компании должен составить 300 млрд руб., а частной — 600 млрд. При этом за два года объем российского нанопроизводства вырос в 23 раза, с 1 млрд до 23 млрд руб. Однако Чубайс подчеркнул постоянно повторявшуюся на форуме мысль: наука интересна лишь прикладная и окупаемая.
«Наша задача — не создание НИОКР, а создание бизнеса, всегда с частными инвесторами», — заявил глава «Роснано».
Вице-президент РАН, глава Сибирского отделения (СО РАН) Александр Асеев в наименьшей степени придерживался тренда: он как раз делился своей тревогой о возможном применении «бизнес-методов» к институтам, имеющим отношение к ВПК. В беседе с корреспондентом «Газеты.Ru» Асеев пояснил свою мысль: «Сейчас научная деятельность будет оцениваться по тем критериям, которые приняты в бизнесе, то есть если результат в деньгах есть — то все хорошо, нет — до свидания».
О теме реформы РАН на форуме вообще старались не говорить. Асеев в приветственной речи сказал о том, что участникам надо «с новой энергией» решать новые задачи, правда, повторив затем корреспонденту «Газеты.Ru», что, по его мнению, речь идет не о реформе, а о ликвидации.
Глава СО РАН описал происходящее с использованием исторической аналогии: «Мы повторяем период конца 40-х годов, лысенковщину, то есть решение научных проблем с помощью репрессивного аппарата государства».
Впрочем, сдаваться академик не собирается. «Мы кое-чего добиваемся, здесь много наших союзников, генеральных конструкторов, члены правительства», — сказал Асеев.
Возможно, имелся в виду именно Рогозин, с которым Асеев нашел общий язык в том, что касается будущего российской науки, особенно формирования тех людей, которые и будут совершать технологический прорыв в «шестой уклад». Рогозин назвал их генеральными конструкторами, которые должны будут не бояться рисковать. Тут же вице-премьер построил картину светлого будущего: эти люди, как их назвал Рогозин, новый креативный класс, смогут понять потребности государства и донести их до РАН.
В этот момент в дискуссию вступила модератор секции Оксана Деревянко, которая высказалась философски: помимо заказов это принесет в российскую фундаментальную науку понимание, зачем она работает. Еще немного дальше в пафосе пошел Асеев, предложив считать достижение нового технологического уклада новой национальной идеей России.
Конечно, о национальной идее и других космического масштаба концепциях можно говорить долго, однако
невооруженным глазом заметно противоречие: власть готова тратить деньги, но хочет результат здесь и сейчас, а в фундаментальной науке такое бывает далеко не всегда.
Власть считает, что надо лучше управлять наукой, но это приводит к хаосу и может привести в перспективе к разрушению институциональной основы научной деятельности. А там не поможет ни шестой, ни даже седьмой технологический уклад: ему будет не из чего складываться.
Слово «лысенковщина» не совсем уместно — сейчас многие признают важность и правоту научной школы Лысенко…
Учитывая, что прогресса фундаментальной науки в России и так давно нет, возможно такой подход позволит выжать из остатков науки хоть какую-то эффективность. Тут так же как с армией — можно гоняться за США как СССР и надорваться, или можно разрабатывать дешевый и эффективный ассиметричный ответ. Если в области фундаментальной науки Россия все равно за остальным миром угнаться уже не может, то нужно просто заимствовать все фундаментальные разработки из-за рубежа, при этом вкладываясь только в самые необходимые прикладные проекты на 3-5 лет с оценкой результатов. По крайней мере дело хоть куда-то сдвинется с мертвой точки.
У нас уже несколько молодых поколений слито просто в унитаз.
Вы общались с современными школьниками? Какой у них уровень образования?
Послушайте что они говорят про учителей и послушайте учителей, сколько им ежедневно приходится заполнять дурацких бумажек. Просто жесть, что творится!
О какой науке с таким подходом вообще можно рассуждать?
Со школы идет поголовное отупение целых поколений.
Вы общались с современными школьниками? Какой у них уровень образования?
Послушайте что они говорят про учителей и послушайте учителей, сколько им ежедневно приходится заполнять дурацких бумажек. Просто жесть, что творится!
О какой науке с таким подходом вообще можно рассуждать?
Со школы идет поголовное отупение целых поколений.