Комментарии участников:
— Комплекс «Морской старт» создавался специально под «Зенит», можно сказать в этом была вся интрига проекта, — говорит ведущий аналитик НП ГЛОНАСС Андрей Ионин. — На тот момент, когда проект задумывался, «Зенит» был новой, уже испытанной, самой совершенной ракетой в мире. Еще при ее создании была проработана возможность запуска с моря при качке.источник: content.izvestia.ru
Тогда, продолжает эксперт, «Зенит» запускался полностью в автоматическом режиме, что и предопределило использование носителя на буксируемой платформе, с которой на время запуска уходят все люди.
В 1990-е годы царила эйфория относительно космоса — думали, что рынок пусковых услуг вот-вот резко рванет вверх, но этого не случилось. Сейчас, напротив, на пусковом рынке царит пессимизм и стагнация, цены падают, а количество полезных нагрузок не растет.
— В этой ситуации начинать проект «Морской старт» по сути заново, создавая с нуля портовую инфраструктуру, да еще и ракету, как-то уж совсем странно. Еще непонятно, как они планируют отрабатывать новую ракету на плавучей платформе. Случись что на испытаниях — нужно возвращаться в порт и исправлять, ты же в океане не сможешь переделать. Они собираются плавать туда-сюда из порта на экватор и обратно?
По-хорошему для нормальной отработки новой ракеты нужно построить стартовую позицию на земле и потом уже испытанную ракету применять на «Морском старте». Но тогда смета проекта будет совсем уж нереальной. Предложение «Энергии» выглядит по меньшей мере очень странно, — резюмирует Ионин.
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев напоминает, что новая российская ракета «Ангара» создается уже почти 20 лет и на нее потрачено больше $5 млрд:
— А в «Ангаре» тоже ничего революционно нового нет, она делается с использованием прежних наших заделов. Конкуренция на пусковом рынке обостряется — туда приходят новые игроки, и предложение начать делать новую ракету сейчас должно обосновываться самым серьезным образом.
«Пусковая» пилотируемая государственная монопольная космонавтика отмирает.
Транспортировка грузов в космос отделяется от всех этих трёх составляющих и уже сегодня опирается на многоразовые беспилотные коммерческие конкурентные платформы, дополняемые производством необходимых сооружений и конструкций непосредственно в космическом пространстве или на спутнике Земли — Луне с использованием подручных «местных» материалов и вторсырья.
Шах! И мат!