Журналистика умерла – да здравствует журналистика?

отметили
35
человек
в архиве
Журналистика умерла – да здравствует журналистика?
На уходящей неделе произошло важное событие на российском медиа-рынке. Владимир Путин подписал указ о ликвидации информационного агентства РИА «Новости» и об образовании единого государственного холдинга «Россия сегодня» на базе этого агентства, телеканала «Russia Today» и радиостанции «Голос России». Директором нового СМИ назначен ведущий программы «Вести недели» на телеканале «Россия», заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев.
Отмечу, что Киселев считается одним из наиболее лояльных властям российских тележурналистов и уже отметился рядом жестких выпадов против украинской оппозиции, ЛГБТ-движения и в целом тех сил в России и за ее пределами, которых принято считать противниками Кремля. Я помню Дмитрия Киселева с первой половины 90х годов, когда он – какая ирония судьбы! – вел цикл передач, посвященных Европейскому Союзу, к критике которого прибегает сегодня.
Надо сказать, что в российском журналистском и экспертном сообществе достаточно нервно отреагировали на эту новость. Первое, что стали говорить в Москве: «Зачем ломать годами создававшийся коллектив РИА «Новости» и сливать с не менее устоявшимися командами Russia Today и «Голоса России»?». Второе, что смутило моих российских коллег, — собственно личность самого Дмитрия Киселева.
А новый начальник решил с места в карьер объяснить новым подчиненным «политику партии». Пресса наперебой цитирует недвусмысленные заявления шефа государственного холдинга. «Часто под лозунгом объективности мы искажаем картину и смотрим на свою страну, как на чужую. Мне кажется, что этот период отстраненной, дистиллированной журналистики закончен», — сказал Киселев.

В ходе встречи с коллективом РИА «Новости» он вступил в дискуссию с одним из сотрудников. Привожу цитаты по газете «Московский комсомолец»:
Киселев: «Если говорить о редакционной политике, то мне бы хотелось, чтобы она ассоциировалась с любовью к России».
Неназванный сотрудник РИА: «Как найти тонкую грань между любовью к России и любовью к нашему правительству?»
Киселев: «Нужно сделать государство лучше и не отделять его от себя, поскольку журналисты работают на государственную компанию».
Сотрудник РИА: «Я не услышал ответа на свой вопрос».
Киселев: «Измените свое отношение к государству и к Отечеству. Если Вы собираетесь заниматься подрывной деятельностью, то это не совпадает с моим планом, отвечу Вам прямо».
Между тем, указ Путина включает нечто большее, чем судьбу трех указанных СМИ. С «Российской газетой» сливается журнал «Родина». Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм ликвидируется и передается ВГТРК. «Российская книжная палата» расформируется и переходит в ведение ИТАР-ТАСС (Зачем отдавать книжное управление в информагентство – непонятно, но это уже другая история).
Обозреватель агентства «Росбалт» Иван Преображенский обращает внимание на то, что эти пертурбации породили массу домыслов и предположений, и полагает, что агентство ИТАР-ТАСС отныне будет главным поставщиком внутрироссийских новостей, в то время…
Добавил MonGeneral MonGeneral 16 Декабря 2013
проблема (1)
Комментарии участников:
Theory T
+5
Theory T, 16 Декабря 2013 , url
Журналистика умерла – да здравствует журнаЛИЗтика…
deas2006
0
deas2006, 17 Декабря 2013 , url
Каждый раз, когда власть покупает журналиста — уничтожается демократия. Я сейчас вообще не знаю, если у нас СМИ не зависимые от власти или от олигархов приближенных к власти.
rusinvent
+1
rusinvent, 17 Декабря 2013 , url
Но власть имеет право иметь собственные мощные СМИ. для проведения своей информационной политики. Всегда, в любой стране. Что власть и делает.
efys
+1
efys, 17 Декабря 2013 , url
Конечно, но она не должна затыкать рот всем остальным. Взять хотя бы ту газету, которую закрыли за Кабаеву на следующий день. Могли судится, но не сделали, просто закрыли. Демократия во всей красе. Ну или последние отзывы лицензий.
rusinvent
+3
rusinvent, 17 Декабря 2013 , url
На грани закрытия ИД «Эксперт». Не из-за власти, а из-за того, что его генеральный и владелец контроля (забыл фамилию) захотел 2 года назад медиапонтов — учредил «Эксперт ТВ». Телевидение — дорогое удовольствие. Результат: в конце 2012 Эксперт взял на своё ТВ кредит $100 млн. Сейчас денег на выплаты нет. Что сделал глава Эксперта? Правильно: написал официальное письмо Путину с просьбой о государственной финансовой помощи коммерческому ИД «Эксперт». Это учитывая то, что изначальные издательские проекты — журналы «Эксперт» и журнал «русский Репортёр» очень интересны и успешны.
В общем, не нужно всё на власть валить, коли у частных «крутых медиа-боссов» на сдерживание своих амбиций тяги в голове не хватает.
партизан
+1
партизан, 17 Декабря 2013 , url
Конечно, но она не должна затыкать рот всем остальным.
Согласен, затыкать нельзя, нужно делать как во всем цивилизованном демократическом мире — покупать все СМИ подконтрольными власти структурами, и диктовать редакционную политику. Это эффективнее и позволяет сохранить лицо — ведь никто никого не затыкает.
marvellouz
+1
marvellouz, 17 Декабря 2013 , url
Да да, все в едином порыве демократично вещают лишь то, что нужно в данный момент. И главное вроде никто никому не принадлежит.
u.nik.myopenid.com
-1
u.nik.myopenid.com, 17 Декабря 2013 , url
власть имеет право иметь собственные мощные СМИ. для проведения своей информационной политики. Всегда, в любой стране
Меня так умиляют подобные абстрактные отсылки «всегда и везде».
Самый простой способ соврать.

Какое «мощное СМИ» принадлежит власти в США или в Германии?
И где написано это «право»?
rusinvent
+2
rusinvent, 17 Декабря 2013 , url
Сми могут принадлежать власти, могут не принадлежать. Это нормально. У нас в стране считается нормальным, если некоторые мощные СМИ принадлежат власти. А частные мощные СМИ часто просят у власти денег, как «Эксперт»
u.nik.myopenid.com
-2
u.nik.myopenid.com, 17 Декабря 2013 , url
У нас в стране много что считается нормальным.

Вопрос был, а с чего вдруг.
партизан
+2
партизан, 17 Декабря 2013 , url
Какое «мощное СМИ» принадлежит власти в США или в Германии?
СМИ не принадлежат правительству США, СМИ принадлежат тем же людям что владеют правительством.

Забейте в гугле media giants и просвещайтесь.

источник: static2.businessinsider.com
u.nik.myopenid.com
-1
u.nik.myopenid.com, 17 Декабря 2013 , url
Конспирологию про «владеющих правительством» — в топку.

Государства на инфографике нет.
партизан
+1
партизан, 17 Декабря 2013 , url
Конспирологию про «владеющих правительством» — в топку.

Государства на инфографике нет.

Ок, в топку конспирологию про владеющих правительствами. Но согласитесь графики интересные=)
u.nik.myopenid.com
-1
u.nik.myopenid.com, 17 Декабря 2013 , url
Шесть медиахолдингов — это такая конкуренция, что ни о каком контроле медиапространства и речи быть не может.

Тем более в упомянутом контексте «проводника политики власти».

С этой точки зрения неважно, шесть их или шестьдесят шесть.

Инфографика была бы интересной, если бы аналогичная была составлена по России.
MonGeneral
+1
MonGeneral, 17 Декабря 2013 , url
У нас тоже 6 в ящике сидят:
ОРТ — Семейство цифровых каналов;
Россия 1, 2, 24, Спорт + спутник;
НТВ, НТВ+ — «Газпромпмедиахолдинг»;
Россия сегодня — Russia today, РИА «Новости», Голос России;
Национальная медиагруппа — РЕН, 5 канал, Домашний и пр.;
СТС и группа каналов.
u.nik.myopenid.com
+1
u.nik.myopenid.com, 17 Декабря 2013 , url
Первый — госканал.
Второй — госканал.
Третий — госканал.
Четвертый — госканал.
Пятый и шестой занимаются развлекаловом, а не журналистикой.

Итого имеем одну точку зрения, а не шесть.
И да, в России-то это как раз обычное дело.

Вопрос был про «другие», на которые ссылаются.
MonGeneral
0
MonGeneral, 17 Декабря 2013 , url
Первый — Усманов
Второй — пока гос
Третий — Мюллер
Четвертый — пока не понятно, но скорее всего «силовой блок»
Пятый — Ковальчук
И это наше государство? ))
u.nik.myopenid.com
0
u.nik.myopenid.com, 17 Декабря 2013 , url
Ошибаетесь.

Первый — 51% принадлежит государству.
Второй гос и есть гос.
Третий — Газпром и все его активы принадлежат государству, а не Миллеру.
Четвертый — гос и есть гос, особенно после последних событий.
MonGeneral
+1
MonGeneral, 17 Декабря 2013 , url
Кому принадлежат российские СМИ?
Денис Тукмаков
7 июня 2013

Принадлежность СМИ тому или иному владельцу еще не говорит о том, что именно он определяет информационную политику собственного масс-медиа. Идеологическая направленность конкретного издания зависит еще и от сложных взаимоотношений капитала, стоящего за СМИ, с властью — поправку на это нужно делать всегда. И всё же знание о том, какая пресса кому принадлежит, является ключевым в попытках разобраться, отчего данная газета, телепередача или сайт интерпретирует для нас реальность именно так, а не иначе.

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

Буквально на днях, 20 мая этого года, в информационном сегменте Рунета произошло по-настоящему важное событие: популярный новостной и общественно-политический ресурс lenta.ru (средняя посещаемость в сутки — около 900 тыс. чел., 2-е по цитируемости место среди интернет-ресурсов, по данным сайта «Медиалогия.ру»), принадлежавший холдингу «ПрофМедиа» (им владеет «Интеррос» Владимира Потанина), перешел, как официально заявлено, «под управление» другого российского мультимиллионера, Александра Мамута.

«Лента.ру» — лишь небольшая часть новой объединенной медиаимперии под названием «Афиша-Рамблер-SUP» (Кипр), с общей аудиторией 37,2 млн. человек. Помимо «Ленты», «Рамблера» и «Афиши», в него входит, например, занимающая 1-е место по цитируемости среди интернет-СМИ gazeta.ru, а такжеlivejournal.com. Несмотря на смену управления, уже объявлено, что стратегические решения в компании Потанина-Мамута будут приниматься обеими сторонами совместно.

Пример с объединением двух «олигархических» медиаимперий наглядно показывает, что о конце передела рынка СМИ говорить пока рано. Этот сегмент дышит и развивается, иногда сотрясая ленты собственных же информагентств сообщениями о «слияниях и поглощениях».

Раз уж мы начали с потанинского «ПрофМедиа», то добавим, что на телерынке ему же принадлежат каналыТВ3, «MTV Россия» и «2х2», а в сегменте радио — «Авторадио», Energy, «Юмор FM» и «Радио Романтика». Эти активы, пусть и весьма далекие от политики, тем не менее, достаточно сильно влияют на целый ряд социальных страт, наравне со многими другими развлекательными СМИ участвуя в формировании информационной «повестки дня» в стране.
КРУГОМ ОДНИ ОФШОРЫ?

Прямыми конкурентами интернет-холдинга «Афиша-Рамблер-SUP» являются «Яндекс» (Голландия) и«Mail.ru Group» (Голландия). В отличие от первого, активы этих двух интернет-порталов распылены между многими владельцами.

Больше половины (53,9%) акций «Яндекса» торгуются на американском рынке NASDAQ, остальные поделены между английским инвестфондом Baring Vostok Capital Partners (одним из бенефициаров долей которого до последнего времени называли Елену Иващееву из совета директоров «Яндекса»), топ-менеджерами «Яндекса» Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем, а также «Сбербанком», которому принадлежит 1 «золотая» акция, дающая право блокировать продажу свыше 25% акций компании.

В свою очередь, крупнейшими акционерами холдинга «Mail.ru Group» являются южно-африканская медиагруппа Naspers (31,7%) и компания New Media Technologies (17,9%), которую контролирует самый богатый бизнесмен России Алишер Усманов. NMT владеет более чем половиной голосующих акций «Mail.ru Group», что делает Усманова фактическим хозяином этого медиахолдинга.

Помимо mail.ru, Усманову сегодня принадлежит издательский дом «Коммерсантъ» (Британские Виргинские о-ва), который выпускает одноименную газету, приложения к ней, а также журналы «Деньги»,«Власть», «Огонёк»,«Weekend» и др.

Другим деловым изданием, «Ведомостями», распоряжается европейский медиахолдинг Sanoma Independent Media (Голландия, владелец Дерк Сауер; другие СМИ в России — журналы Cosmopolitan, Men's Health, Esquire, Yes!, Harper's Bazaar, National Geographic, The Moscow Times, «Популярная механика» и др.), издающий газету совместно с английской Financial Times и американской The Wall Street Journal.

ВОЗЛЕ ГОСУДАРСТВА

Выше «Ведомостей» (3-е место) и «Коммерсанта» (2-е место) в апрельском рейтинге цитируемости СМИ (по данным «Медиалогии.ру») стоит еще одна популярная газета — «Известия». Она на 73,2% принадлежит медиахолдингу «Национальная медиа группа», которую контролируют структуры Юрия Ковальчука.

Считается, что председатель совета директоров «Известий» Арам Габрелянов распоряжается, через Софью Мирзоеву, издательским домом «Ньюс Медиа», который владеет популярным сетевым ресурсом lifenews.ru(3-е место среди интернет-порталов), а также газетами «Жизнь» и «Твой день».

К другим информационным активам «Национальной медиа группы» относятся телерадиокомпания«Петербург» (72,4%), медиахолдинг РЕН-ТВ (68%), радиостанция РСН (100%) и холдинг «СТС Медиа» (25%, США). Последнему принадлежат телеканалы СТС, «Домашний» и «Перец»; этим холдингом НМГ владеет совместно со шведской группой Modern Times Group (37,9%), чьи активы в России представлены также телеканалами системы Viasat. Кроме того, «Национальной медиа группе» принадлежат 25% Первого канала.

В чьих же руках находятся остальные доли главной ТВ-кнопки страны? 51% акций Первого канала контролирует государство, еще четверть — у кипрской компании ОРТ-КБ (ассоциируется с Романом Абрамовичем).

Ну а «вторая кнопка», телеканал «Россия-1»? Он, как и телеканалы «Россия-2», «Культура», «Россия-24» и несколько других, находится в 100%-ной собственности государственной ВГТРК. Последней принадлежат также «Радио Россия», «Маяк» и «Орфей» и интернет-ресурсы: vesti.ru (5-е место по цитируемости среди интернет-СМИ) и sportbox.ru.

К другим государственным масс-медиа относятся «Российская газета» (4-е место в рейтинге цитируемости СМИ), агентства РИА-Новости и ИТАР-ТАСС, а также иновещательное радио «Голос России».

Еще два популярных телеканала, НТВ и ТНТ, входят в «Газпром-Медиа Холдинг» — вместе с радиостанциями «Эхо Москвы», «Сити FM», Relax FM, «Детское радио», спутниковым каналом НТВ+, журналами «Итоги», «7 дней — телепрограмма», «Караван историй», газетой «Трибуна» и видеохостингомrutube.ru. Сам холдинг принадлежит «Газпромбанку», активы которого, в свою очередь, поделены между «Газпромом» (35,54%), «Внешэкономбанком» (10,2%) и пенсионным фондом «Газфонд» (47,4%; эта доля активов почти полностью передана в управление компании под контролем структур Юрия Ковальчука).

ГДЕ-ТО В ПЕРВОЙ ДЕСЯТКЕ

Не выходя за пределы околополитических СМИ, отметим еще несколько медиаструктур. Занимающим 5-е место в рейтинге цитируемости «Московским комсомольцем» владеет ее главный редактор Павел Гусев. 6-е место отдано не менее скандальной «Комсомольской правде» — она, наряду с газетой «Метро», принадлежит, как утверждает «Форбс», группе компаний ЕСН (Григорий Березкин).

Упомянутый выше Дерк Сауер является председателем совета директоров медиахолдинга РБК, к которому относятся одноименные информагентство и телеканал, газета «РБК Daily» (7-е место в рейтинге «Медиалогии.ру»), электронная газета Ytro.ru, интернет-портал rbc.ru и, среди прочего, крупнейший регистратор доменных имен в России RU-CENTER. Владельцем РБК является миллиардер Михаил Прохоров (51,1%).

На 8-м месте расположилось еще одно оппозиционное СМИ — «Новая газета». Ее акции, как считается, распределены между журналистским коллективом, мультимиллионером Александром Лебедевым (39%) и последним руководителем СССР Михаилом Горбачевым (10%).

Рассмотрим подробнее оппозиционные СМИ. Владельцами журнала The New Times, являющегося одним из «оплотов» «болотного» протеста, являются Дмитрий и Ирена Лесневские. Телеканал «Дождь», а также издание «Большой город», интернет-портал slon.ru и радиостанция «Серебряный дождь», принадлежат Наталье Синдеевой, супруге «инвестора» этих проектов, члена Координационного совета оппозиции Александра Винокурова.

«Независимая газета» (9-е место), долгое время ассоциировавшаяся с именем Бориса Березовского, была в 2005-м продана семье ее нынешнего главреда Константина Ремчукова, в ту пору — помощника главы Минэкономразвития Германа Грефа. Десятку наиболее цитируемых федеральных газет замыкает еженедельник «Аргумент и факты», входящий в холдинг «Медиа 3» братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых («Промсвязьбанк»).

НЕСТЬ ИМ ЧИСЛА
51% акций ЗАО «АЖУР-Медиа», владеющего популярным питерским сетевым порталом fontanka.ru (4-е место самых популярных интернет-ресурсов), в апреле-2013 были куплены шведской медиагруппой Bonnier Business Press, уже издающей в городе на Неве газету «Деловой Петербург». При этом окончательно не урегулированы имущественные отношения с наследниками так называемого «охранного олигарха» Романа Цепова, который имел непосредственное отношение к финансированию информационных продуктов АЖУРа. Не исключено, что в ближайшее время структура собственников может измениться.

Контрольным пакетом акций информагентства «Интерфакс» до последнего времени владел его гендиректор Михаил Комиссар; в 2007-м «Интерфакс» купил 90% акций другого агентства, «Финмаркета».

Деловой еженедельник «Профиль» принадлежит бывшему президенту банка «Империал» Сергею Родионову, чьим именем назван его собственный издательский дом. Его конкурент, журнал «Эксперт», входит в одноименный холдинг (наряду с журналом «Русский репортер»), акции которого распределены между главредом журнала Валерием Фадеевым, шеф-редактором Татьяной Гуровой и научным редактором Александром Приваловым, а также банком «Глобэкс» и «ВЭБ Капитал» (принадлежат государственному Внешэкономбанку); из других влиятельных хозяев долгое время назывался Олег Дерипаска.

И снова коротко о радиостанциях — весьма далеких от политики, но не гнушающихся время от времени устами своих безудержных ведущих давать оценки происходящему в стране. «Европейская медиагруппа» («Европа Плюс», «Кекс FM», «Ретро FM», «Радио 7», «Радио Рекорд», «Радио Спорт») входит в холдинг «Сибирский деловой союз» (Михаил Федяев, Владимир Гридин). Радиохолдингом «Русская Медиагруппа» («Русское Радио», «ХИТ FM», «Радио MAXIMUM», DFM, радио Monte Carlo) владеют ключевые топ-менеджеры «Лукойла». «Мультимедиа холдинг» (его контролирует член Совфеда Виталий Богданов) объединяет «Наше Радио», Best FM, Rock FM, а также информагентство «Национальная служба новостей». Наконец, станциями Business FM и «Радио Шоколад» владеет холдинг «Румедиа», который связывают с именем Владимира Лисина (НЛМК).

По материалам jpgazeta.ru/rassledovanija/mediaimperii-3/
u.nik.myopenid.com
-1
u.nik.myopenid.com, 17 Декабря 2013 , url
Это все не имеет отношения к вопросу
Какое «мощное СМИ» принадлежит власти в США или в Германии?
MonGeneral
+1
MonGeneral, 17 Декабря 2013 , url
Почему? Как раз напрямую — где тут нахрен государство? ))
кстати, вот некий ответ по Германии:
ZDF (нем. Zweites Deutsches Fernsehen) — второй канал немецкого телевидения, публично-правовая телекомпания, штаб-квартира находится в Майнце. Телекомпания управляется независимым агентством, созданным
по контракту землями
.
т.е. местными исполнительными властями.
u.nik.myopenid.com
0
u.nik.myopenid.com, 17 Декабря 2013 , url
Мы перечислили достаточно «мощных СМИ» в России, являющихся государственными. Существование каких-то других, еще не придавленных, этого факта не отменяет. Вопрос в доле влияния на умы обсудить можно, но он в данном случае посторонний.

Как вы понимаете, «местные власти» — это не та «власть», которая имеется в виду.
u.nik.myopenid.com
+1
u.nik.myopenid.com, 18 Декабря 2013 , url
Как раз новость в тему пришла.

В понедельник Федеральная комиссия по связи США (FCC) отозвала собственное предложение о смягчении запрета на владение несколькими медиаресурсами в рамках одного рынка.

Как сообщила газета The Wall Street Journal, в понедельник FCC отозвала собственное предложение об изменении правил владения медиаресурсами и заявила о намерении продолжить изучение этого вопроса. В прошлом году тогдашний глава FCC Юлиус Геначовски предложил ликвидировать запрет на владение одновременно газетой и радиостанцией на одном и том же рынке. Хотя, согласно его предложению, запрет на одновременное владение газетой и телеканалом сохранялся, это предложение, по мнению экспертов, готовило почву для смягчения и этого правила.

Владельцы газет и телекомпаний давно лоббировали смягчение запрета. Действующие на данный момент правила ограничивают число медиаресурсов, которыми может владеть одна компания, чтобы предотвратить доминирование ее в каком-либо отдельном регионе. FCC пыталась изменить это правило уже дважды, последний раз в 2007 году. Оба раза суд отклонял предложение на основании того, что при подготовке предложения не было исследовано, как повлияет изменение правила на возможность предоставления медиаресурсами различных точек зрения.

При сравнении с Россией кажется, что речь о какой-то другой планете идет.
MonGeneral
0
MonGeneral, 18 Декабря 2013 , url
При сравнении с Россией кажется, что речь о какой-то другой планете идет.
Угу. Сам в этом бизнесе. Признаний не будет!!! Но у них = другая планета Earth типа…
Max Folder
+1
Max Folder, 17 Декабря 2013 , url
Шесть медиахолдингов — это такая конкуренция
Так они не конкурируют между собой (как детский канал Nick Jr может конкурировать с новостями CNN?). Они просто занимают всю медиа-полянку своими жирными задницами, не пуская всяких пришлых.
Не скажу про новости, но во всех книжках и статьях про кино пишут, что укрупнение не пошло американскому кинематографу на пользу.
MonGeneral
0
MonGeneral, 17 Декабря 2013 , url
По основным новостям — конкурируют как раз. Не участвуют чисто развлекательные СТС с компанией. А остальные — делают новости под копирку. Немного выделяется РЕНка и 5 канал, хотя это только умелое затыкание ниши со стороны банка «Россия». А вот «Россия сегодня» задумана как конкурент именно ОРТ и ВГТРК. Они еще поборются за западное общественное мнение. Не секрет, что именно эти каналы входят в спутниковый русскоязычный пул.
u.nik.myopenid.com
0
u.nik.myopenid.com, 17 Декабря 2013 , url
Как жне конкурируют. CNN и Fox — это существенно разные взгляды на мир.
Не думаю, что шесть разных взглядов — это слишком мало.

Ниоткуда не следует, что «жирным задницам» надо освобождать место для десятого-двадцатого итд сверх оставшихся 10%.

Да и про американский кинематограф ничего плохого сказать не могу. Кризис у сценаристов, но шедевры снимать продолжают.
Rjnkzhcrbq
0
Rjnkzhcrbq, 17 Декабря 2013 , url
CNN и Fox — это существенно разные взгляды на мир.
Если бы между ними была разница во взглядах как между коммунистами и демократами, а то разница сродни разницы между, к примеру, «яблоко» и «спс», а остальные каналы — их вариации. Для кого-то это может и большая разница, но для меня, «хрен редьки не слаще».
u.nik.myopenid.com
0
u.nik.myopenid.com, 17 Декабря 2013 , url
Честнее было бы сказать, что «главное общее в их взглядах, что они не совпадают с моим».
Black_Mad
+1
Black_Mad, 17 Декабря 2013 , url
Только во Франции и то не везде и не благодаря, а вопреки да и всего то их двое.
источник: img.rp.vhd.me


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать