В воронежском Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА) начались стендовые испытания магнитоплазмодинамического двигателя. В этом двигателе рабочее тело в плазменном состоянии ускоряют за счет взаимодействия тока разряда с магнитным полем при преобразовании тепловой энергии в кинетическую энергию струи. Этот электрореактивный двигатель может использоваться для дальних космических полетов. Модель была создана в лаборатории наукоемкого и высокотехнологичного приборостроения Московского государственного университета приборостроения и информатики. Там в течение двух лет установка проходила обкатку. Основная схема двигателя кроме этого применялась в натурных космических экспериментах в системе снятия статических зарядов с поверхностей космических аппаратов. Эти двигатели устанавливались на головных частях метеорологических ракет МР-12 и МР-20.
В ходе испытаний планируется изучить процессы образования плазмы в двигателе и проверить теоретические расчеты. Нынешняя серия экспериментов позволит улучшить конструкцию двигателя и послужит основой для создания модели, специально предназначенной для дальних космических полетов, заявил руководитель научного проекта Юрий Кубарев.
По сравнению с аналогами, разрабатываемыми в США и Германии, у российского двигателя будет больше КПД струи. Двигатель в перспективе сможет разгонять и тормозить ракету без изменения режима работы самого двигателя.
Ученые ожидают, что уже в 2014 году будет создан магнитоплазмодинамический двигатель мощностью 100 кВт, который можно будет использовать для доставки грузов на Марс. Внедрение подобных двигателей способно начать новую эру ракетостроения после создания твердотопливных и жидкостных ракет.
Несмотря на инновационные разработки, основной акцент пока делается на модернизацию традиционных двигателей. Так, Центр Келдыша недавно выиграл конкурс на создание многоразового ракетного двигателя для Роскосмоса.