[ТОПовым ньюсхантерам посвящается...] Креативные трудоголики: «Ты победил, хотя и умер».

отметили
30
человек
в архиве
[ТОПовым ньюсхантерам посвящается...] Креативные трудоголики: «Ты победил, хотя и умер».
Жила была девушка Парамита Прадна, 27 лет. У нее была интересная работа в рекламном агентстве Young & Rubicam и твиттер на имя Мита Дюран. Однажды она написала твит «30 часов на работе, и силы еще есть» и через час умерла. Мир на секунду узнал о Парамите Прадна, чтобы тут же забыть о ней. Разве что наткнется на ее твиттер-памятник полуночный сидящий в офисе за срочной работой ее коллега-копирайтер и задумается над своей судьбой.

Сюжет с безвременно сгоревшей на работе молодостью не нов и даже уже не сенсационен. В августе офисный мир шокировала новость о смерти 21-летнего стажера лондонского отделения Bank of America Merrill Lynch Морица Эрхардта. Он умер после 72 часов непрерывной работы. До окончания семинедельной стажировки оставалось всего семь дней. Полиция не обнаружила ничего подозрительного в его смерти, выяснилось, что молодой человек страдал эпилепсией, которая и могла стать причиной смерти — упал в душе, умер. Но знакомые Эрхардта, такие же практиканты, говорили — работал сутками, приходил из офиса в 6 утра и уже через пару часов возвращался.

Оказалось, что эксплуатация стажеров по 100–110 часов в неделю (14-часовой рабочий день) — обычная практика в крупных корпорациях, особенно финансовых. Хочешь быть инвестиционным банкиром в лондонском Сити и править миром лет через 30? Прокатись для начала на нашей «чудесной карусели». Magic round about — выражение, хорошо знакомое начинающим финансистам, означает круглосуточную работу. Утром корпоративное такси отвозит сотрудника домой, чтобы тот переоделся, и затем возвращает его в офис, к началу новой смены. Самурайская бизнес-этика требует от новичков показного рвения — даже если все дела уже переделаны, неприлично уйти с работы раньше 11 вечера, нельзя задержаться с обеденного перерыва, за ними следят коллеги, хронометрируя их рабочий день. Пытка лояльностью и энтузиазмом — что-то вроде современного варианта инициации. Как и инициация, прохождение испытательного срока — процесс столь же мучительный, сколь и необходимый: надо же проверить, готов ли человек пожертвовать своим здоровьем и жизнью ради приобщения к взрослому миру капитала. Инвестбанкиры — они же не сахарными леденцами торгуют, а, в конечном счете, продают доминирование на мировых рынках, экономические кризисы, войны, создание и крушение государств. Серьезный бизнес.

Но до величия и избранничества еще нужно доползти. Система современной мотивации устроена хитро и тонко — она обещает вам статус и благополучие в будущем за неиллюзорную жертву, которую нужно принести прямо сейчас. Фьючерсы счастья удается отоварить не всем, но на количество желающих это не влияет — на одну стажерскую вакансию в престижной компании претендуют сотни соискателей.

История Парамиты Прадны, вышедшей на следующий уровень игры, — место получено, делай карьеру — доказывает, что к цели можно идти бесконечно, цель всегда отодвигается за горизонт, как в пустыне мираж.
Добавил suare suare 26 Декабря 2013
Комментарии участников:
suare
+5
suare, 26 Декабря 2013 , url
Если в индустриальной экономике люди работали для денег и по графику (в 9.00 зашел в систему производственных отношений, в 19.00 вышел и пошел пить пиво с друзьями), то постиндустриальная экономика предлагает другую систему ценностей: сотрудник работает не просто за деньги, но за коврижки креативности и самореализации.

Отношения сотрудника и корпорации стали меняться с 60-х годов прошлого века. Новые технологии потребовали специалистов с высоким уровнем личных притязаний, самостоятельных и инициативных, способных быстро учиться, работать по гибкому графику, чутких к любым изменениям. Чем образованнее и амбициознее становился работник, тем сложнее было встроить его в систему жесткой иерархии «я начальник — ты дурак», и тогда творческое эго человека стало предметом управленческого интереса.

Основатель теории постиндустриального общества Дэниел Белл даже ввел специальный термин «революция участия», обозначающий перемену взаимоотношений людей и контор.

Гуру управленческой науки, архитектор современных корпораций знаменитый Питер Друкер описывает новую систему мотивации довольно цинично (на взгляд работника, разумеется, эффективного менеджера такой подход не покоробит): «интеллектуальными работниками следует управлять таким образом, как если бы они были членами добровольных организаций».

Эрзац-волонтерство хорошо описано в твиттере покойной Парамиты: «Возвращаюсь домой в полночь после трех тяжелых недель. Моя миссия выполнена», «Ухожу в два часа ночи из офиса. Дамы и господа, мне кажется, мы сегодня побили рекорд», «Сегодня мне снова, восьмой день подряд передали ключи от офиса. У меня нет никакой жизни, я все еще на работе. Кто-нибудь, пожалуйста, заберите у меня эти напитки». Чтобы не упасть, стахановка интеллектуального труда пьет энергетики. «Я заснула так сладко, как давно не спала. Но, как ни обидно, через час после этого мне пришлось встать, поскольку с работы позвонили три раза». В этом месте слышен голос Питера Друкера: «Работники интеллектуального труда не не ощущают, что их эксплуатируют как класс». Похоже, что и понятие «креативный класс» придумано для того, чтобы затемнить суть дела.

И вот после 30-часового марафона друзья ведут Парамиту в кафе, она теряет сознание, в «скорой» у девушки останавливается сердце, состояние комы, больница, смерть. Как и в случае с Эрхартом, корпорация заявляет, что переработки — личная инициатива сотрудника, на самом деле у нее был четкий график. Анонимный коллега Парамиты напротив, утверждает, что переработки были неписанным правилом, а чтобы получить премию, требовалось сидеть ночами и по выходным. Начальники покойной наверняка читали книги про эффективный менеджмент.

Изящная теория постиндустриализма обещала экономику знаний, доминирование класса интеллектуалов, меритократию, изменение статуса наемного труда, приоритет личностного развития, технологии, освобождающие от рутины и гуманизирующие среду. Дэнилл Белл писал: «Постиндустриальное общество основано на услугах, поэтому оно есть игра между людьми. Главное значение имеют уже не мускульная сила, энергия, а информация… Если доиндустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающих уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами — здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой». Что называется, расскажите об этом молодым креативным покойникам. На деле реалисты опять сделали идеалистов тягловым сословием, продав им более изощренную модель успеха — образ человека свободного, креативного, широко информированного, подключенного ко всем соцсетям и гаджетам сразу.

Ключевым конкурентным требованием стала способность жить на предельных скоростях. «Живи быстро — умри молодым» — рок-н-ролльная максима богемы эпохи золотых (и как теперь выяснилось, медленных) 1960-х теперь применима к широким массам офисных трудящихся. Только вместо наркотиков и музыки — работа и энергетики.

«Примитивные организмы имеют медленно функционирующие нервные системы. Более развитая нервная система человека обрабатывает сигналы быстрее. То же верно о примитивных и о развитых экономических системах. С исторической точки зрения власть перешла от медленных к быстрым — говорим ли мы о видах или странах», — пишет еще один знаменитый футурист-постиндустриалист Элвин Тоффлер. Получается, что теперь конкурируют уже не носители знаний, а психофизиологические машины, арийцы с железными нервами, подключенные круглосуточно к потокам информации. А миром по-прежнему правят спокойные джентльмены, которые никуда не спешат и не отравляют свой организм ни медиа, ни мусорной едой. Миллионам интеллектуалов рассказали, что они тоже смогут залезть на вершину, где нет офисной текучки, а есть только власть над идеями и бюджетами. Значит, надо сражаться.

Но человеческая природа не успевает за технологиями, ей неведомы теории постиндустриализма, она не понимает, почему теперь считается обычным делом придумывать каждый день новые миры, но не спать и не есть, она в какой-то момент сдается — и человек оказывается в ночи перед монитором офисного компьютера, фиксирует в твиттере победу над самим собой и падает замертво. Ты победил, хотя и умер.

Что ж, это тоже успех. И даже посмертная короткая слава, на количество строк в этом тексте.
suare
0
suare, 8 Января 2014 , url
Екатерина Винокурова: Ну что. Вторая серия третьего сезона оказалась еще хуже первой — много юмора и сантиментов и что-то важное исчезнувшее. Вот эта легкость, интеллект, стройный сюжет на фоне дендизма и социопатии, все то, что мы любили — вместо этого какой-то новогодний винегрет для фанатов. Разочарована

Принципиальная постановка вопроса – у Александра Гнездилова: Да, это определенно смена формата. Не следует ли ее рассматривать как очередное звено гребаной цепи, вот в чем вопрос…

Джеймс Паркер в New York Times считает, что да. Все новые и новые экранизации «Шерлока Холмса», новые романы и фильмы о Джеймсе Бонде он воспринимает как верный знак обеднения коллективного воображения человечества: мы обречены вращаться в сужающемся круге иссякающей креативности, на нашей шее – удавка вторичности, высшей формой культурного выражения скоро станут ютьюбовские ролики:

«Творцы, полные кипучей энергии люди, вымерли, — писал в 1957 году Ивлин Во, — на их месте кормится и даже относительно преуспевает поколение, отличающееся элегантностью и разнообразной изобретательностью».

У нас нет Толкиена, или, другими словами, у нас есть только Джеффри Джейкоб Абрамс. Или Стивен Моффат, сценарист «Доктора Кто» с 2009 года и один из создателей (если это слово вообще к нему применимо) новой версии Шерлока Холмса с Бенедиктом Камбербетчем. Против Абраса и Моффата я ничего не имею; очевидно, они мастера своего дела – одаренные фигляры, мастера перетасовок и перелицовок. Их и в самом деле отличает элегантность и разнообразная изобретательность – придумки в их сценариях можно ведрами черпать.

Я говорю о том, что материал, с которым они работают, это по большей части не их материал. Они оперируют тропами, мемами, брэндами, джинглами, известными количествами, уже выработанными реакциями, оттенками вкуса, пользующимися успехом на рынке – и так далее, и тому подобное.

Критик культуры Саймон Рейнолдс назвал этот феномен «ретроманией» — его замечательная книга на эту тему вышла в 2011 году. Толкиен, конечно, тоже пользовался источниками, у него были чисто научные источники вдохновения, свои «Калевалы» и свои «Песни о Нибелунгах». Они, однако, были ближе к корню, к изначальному творческому импульсу. Благодаря чему «Властелин колец» — куда более питательное и самостоятельное «недотворение» (как называл его сам Толкиен), чем, к примеру, «Стартрек: Возмездие».

Впрочем, колонка Паркера завершается вполне оптимистически. Он обнаруживает двух настоящих героев, созданных нашей эпохой – Терминатора и Губку Боба Квадратные Штаны.
Max Folder
+1
Max Folder, 8 Января 2014 , url
Фигня всё это про креативность. Просто нынешние криэйторы творят нечто, на потребу массовой публике. Они должны потакать массовым вкусам, чтобы отбивать свои деньги.
Стоить перестать пялиться в то, во что пялятся все — «Шерлок», «Игра престолов» и хрен ещё знает что — и увидите массу интересных фильмов. Но они не такие длинные, и о них не удастся поболтать с соседями по офису.
Max Folder
+11
Max Folder, 26 Декабря 2013 , url
офисный мир шокировала новость о смерти 21-летнего стажера
Ну и нахрен так жить? Даже геморрой не успел заработать.
Я недавно прочитал книжку нобелевского лауреата, в которой научно доказано, что лениться — это норма. С таким правильным нобелевским лауреатом даже лень спорить.

suare
-2
suare, 26 Декабря 2013 , url
Даже геморрой не успел заработать.
Согласен, это невосполнимая потеря, особенно, когда до этого ты уже успел помереть. Обидно также не успеть получить остеохондроз, радикулит и артрит.
Корнеплод
+2
Корнеплод, 26 Декабря 2013 , url
Или хотя бы триппер, потому как не от кого.
suare
0
suare, 26 Декабря 2013 , url
Abstraction
+3
Abstraction, 26 Декабря 2013 , url
Я недавно прочитал книжку нобелевского лауреата, в которой научно доказано, что лениться — это норма.
Ну, резать чужаков из других племён — (эволюционно) тоже норма. Так что само по себе это мало что означает.

Но действительно, сладких пряников на всех желающих объективно не хватит, так что они разыгрываются в лотерею, с весьма недешёвыми билетами. Если человек хочет так играть — его право, отчего нет?

В науке, кстати, примерно то же, хотя и на другом уровне:
Понятно, какой вожделенной целью после нескольких лет такой работы выглядит публикация в “career-making” издании: это морковка, за которой шёл годами. И понятно, с каким ощущением читаешь в письме из редакции фразу “We are happy to inform you about acceptance”. А вот пройти всю дорогу, до самого-самого конца, и эту морковку не получить…
(...)
В марте этого года, когда начался приём абстрактов на Society for Neuroscience Annual Meeting, они послали заметку туда: это значит, что написание статьи было в финальной стадии, и отсылать её в журнал они собирались вот-вот. Если уже не отослали. А потом в течение недели вышли две наши статьи, не оставившие от их проекта камня на камне. Теперь, если их и напечатают, то в журнале, который в карьерном смысле не влияет ни на что. Т.е. морковку мы у них вырвали прямо из зубов.

Не скрою, был у меня момент злорадства. Но совсем короткий, честное слово. Потому что очень быстро представил себя на месте тех постдоков: ощущение – хоть вешайся. Минут сорок потом сидел, и тупо перечитывал с экрана название абстракта. Том, который собирается съездить в Сан-Диего, описал мне, по сути, то же самое состояние: “Я подойду посмотреть на их постер, конечно. Но никаких вопросов задавать не буду. И бэйдж с фамилией сниму”.
X86
+2
X86, 26 Декабря 2013 , url
Я недавно прочитал книжку нобелевского лауреата, в которой научно доказано, что лениться — это норма.
Я так и думал, что мои мысли имеют научное обоснование и авторитетных защитников )))
X86
+2
X86, 26 Декабря 2013 , url
Однажды она написала твит «30 часов на работе, и силы еще есть» и через час умерла.
Сидел, работал. Решил отдохнуть)
manny21
+2
manny21, 26 Декабря 2013 , url
Когда чел занимается по-настоящему любимым делом, ему даже на сон времени жалко. Собственно, это и РАБотой назвать нельзя. Уверен, при таком раскладе даже перегруз на пользу здоровью.

Пришла аналогия. Негрила адски вкалывает. В одном случае — раб на плантации. В другом — качается чтобы стать чемпионом мира по бодибилдингу. Нагрузки одинаковые. А вот результаты…
Max Folder
+2
Max Folder, 26 Декабря 2013 , url
ему даже на сон времени жалко
даже перегруз на пользу здоровью
Во всем надо знать меру, потому что у организма есть какие-то пределы.
Например, если я в будни в 2-3 ложусь и в 7 встаю, то субботу-воскресенье просплю почти полностью. А если упарываться каким-нибудь, мягко говоря, кофеином, чтобы неделями не спать, то даже на самой любимой работе бесповоротно сдохнешь, вместо того, чтобы просто поспать.

Может быть, не надо спать по 8 часов в сутки, в смысле, можно как-то отучиться, но, например, позволять себе вырубаться на полчаса, а потом на некоторое время становишься бодр и весел.
Корнеплод
+1
Корнеплод, 26 Декабря 2013 , url
«Ничего сверх меры». Смысл такого существования?
manny21
+2
manny21, 26 Декабря 2013 , url
смыслы придумывает человек
жить в кайф — неплохой, имхо
Корнеплод
+1
Корнеплод, 27 Декабря 2013 , url
Наркоман тоже живет в кайф. А дело любое приедается. И сидеть в офисе у монитора круглыми сутками… Гм. Это кайф? Все остальное проходит мимо.
Abstraction
+1
Abstraction, 27 Декабря 2013 , url
Что — «остальное»? Про него точно так же можно спросить о смысле.
Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, — который раз?

Что счастие? Вечерние прохлады
В темнеющем саду, в лесной глуши?
Иль мрачные, порочные услады
Вина, страстей, погибели души?

Что счастие? Короткий миг и тесный,
Забвенье, сон и отдых от забот…
Очнешься — вновь безумный, неизвестный
И за сердце хватающий полет…

Вздохнул, глядишь — опасность миновала…
Но в этот самый миг — опять толчок!
Запущенный куда-то, как попало,
Летит, жужжит, торопится волчок!

И уцепясь за край скользящий, острый,
И слушая всегда жужжащий звон, —
Не сходим ли с ума мы в смене пестрой
Придуманных причин, пространств, времен…

Когда ж конец? Назойливому звуку
Не станет сил без отдыха внимать…
Как страшно всё! Как дико! — Дай мне руку,
Товарищ, друг! Забудемся опять.
Корнеплод
+2
Корнеплод, 28 Декабря 2013 , url
Эта они заучились маненько. Я скажу, что остальное. На примере. Например, мне нравится на свежем воздухе в тихом месте делать шашлыки. Самый приятный момент для меня лично, это когда в начале приготовления уже маленько тюкнули, чуть закусили, под разговорчик готовишь угли и их выкладываешь… И впереди еще весь день. Как то этот процесс несовместим с 18-часовым рабочим днем.
Есть несколько подходов: просто жить (мне не по средствам немного, хотя я все больше задумываюсь, в общем-то возможно), можно работать, чтобы жить, а можно жить, чтобы работать. Смысла в том, чтобы жить, чтобы работать особого не вижу. Был у меня такой эпизод в биографии. Но там хоть понятно было зачем…
Abstraction
+1
Abstraction, 28 Декабря 2013 , url
Самый приятный момент для меня лично, это когда в начале приготовления уже маленько тюкнули, чуть закусили, под разговорчик готовишь угли и их выкладываешь… И впереди еще весь день.
А для кого-то, описанное — скука смертная. А то и пытка — разговаривать на некоторые случайные темы.
Смысла в том, чтобы жить, чтобы работать особого не вижу.
Следуя Камю, я могу сказать, что «смысла» (универсального, без уточнений) нет во всех трёх вариантах. Так что доказательство от противного не подойдёт: если Вы и покажете, что некоторый вариант «бессмысленен», не факт, что вариант «осмысленный» вообще существует.

Если человек хочет достичь вершины или умереть, пытаясь это сделать — кто Вы или я, чтобы утверждать, что наш способ жизни «осмысленнее» или «правильнее»?
Корнеплод
+1
Корнеплод, 29 Декабря 2013 , url
Смотря, что за вершина, и насколько обосновано это желание. :)
V.I.Baranov
+1
V.I.Baranov, 28 Декабря 2013 , url
У раба результаты полезнее…
MonGeneral
+1
MonGeneral, 26 Декабря 2013 , url
голос Питера Друкера: «Работники интеллектуального труда не не ощущают, что их эксплуатируют как класс». Похоже, что и понятие «креативный класс» придумано для того, чтобы затемнить суть дела.
— Слышу Глас Божий (с) Арамис
Abstraction
+1
Abstraction, 28 Декабря 2013 , url
(комментарий не туда, удалено)


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать