«От каждого — по способности» (Московские власти меняют подход к преподаванию математики — школьников разделят на разные уровни )

отметили
36
человек
в архиве
«От каждого — по способности» (Московские власти меняют подход к преподаванию математики — школьников разделят на разные уровни )
С 1 сентября 2014 года в ряде московских школ кардинально изменится подход к преподаванию математики, рассказали «Ъ» в городском департаменте образования. Ученики 5-11-х классов смогут сами выбрать, на каком уровне им осваивать предмет: для повседневной жизни, для использования в будущей профессии или же для поступления в профильные вузы. Эксперты одобряют эксперимент, но указывают, что для его полного успеха необходимо разделить обязательный ЕГЭ на несколько уровней.

Как рассказал «Ъ» руководитель Центра педагогического мастерства департамента образования Москвы Иван Ященко, проект под рабочим названием «Понятная математика» должен изменить систему преподавания этого предмета в школах. Сейчас, по словам господина Ященко, все дети в классе учатся по одной программе. И если на каком-то этапе у учеников возникают проблемы, они становятся хронически отстающими, поскольку школа не может обеспечить дополнительные занятия для неуспевающих. При этом, говорят в департаменте образования, многие дети уверены, что алгебра никак не пригодится им в жизни, и считают ее бесполезной нагрузкой. «В итоге, к сожалению, огромный процент уроков является имитацией: школьники и их родители по вечерам пытаются решать непонятные им задачи,— говорит господин Ященко.— Рисуют какие-то закорючки, лишь бы выполнить домашнее задание. В будущем они так же будут сидеть на работе и писать бессмысленные отчеты».

Городские власти предлагают с 5-го класса формировать в школах отдельные группы: математика «для повседневной жизни», прикладная для технических профессий и высший уровень — математика как искусство. Никаких тестов сдавать не придется, обещают в департаменте, учителя будут разделять учеников в зависимости от скорости, с которой они осваивают материал. Если ребенок заинтересуется математикой, он сможет перейти в другую группу. «Существующая система формирует у огромного количества людей комплекс неуспешности, ведь учителя говорят им: „Да ладно, по математике тебе троечки хватит“. Пусть у них будет честная пятерка, но по программе своего уровня,— говорит господин Ященко.— Естественно, все школьники изучат предмет настолько, чтобы без проблем сдать федеральные экзамены».

Напомним, что сейчас школьники после 11-го класса сдают два обязательных ЕГЭ — по русскому языку и математике. Неудача хотя бы по одному предмету приводит к тому, что выпускник на год лишается права поступить в любой вуз — несмотря на то, что ЕГЭ по математике принимают преимущественно в технических учебных заведениях. В начале февраля ряд депутатов Мосгордумы предложили сделать математику экзаменом по выбору, однако в Минобрнауки эту идею не поддерживают.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов одобряет инициативу столичных властей. «Дети в школе делятся на три группы по отношению к математике. Одним она нужна как средство для вычислений — это будущие инженеры и экономисты. Другие просто думают математикой, они идут на мехмат или становятся аналитиками,— считает ректор………
Добавил Никандрович Никандрович 21 Февраля 2014
Комментарии участников:
faustxp
+3
faustxp, 21 Февраля 2014 , url
Полностью согласен, но тогда нужно снизить нагрузку для ребенка по таким предметам как ОБЖ и еще нескольким нововведеёным, для школьников выбравших высший уровень математики.
bvv4096
+2
bvv4096, 21 Февраля 2014 , url
Может оно и правильно, да как отсортировать детишек?
Lim
+3
Lim, 21 Февраля 2014 , url
для повседневной жизни, для использования в будущей профессии или же для поступления в профильные вузы
напрягает предполагаемая разница в подходах у последних двух вариантов
XoID
0
XoID, 21 Февраля 2014 , url
токарь — тоже профессия ))
Lim
+5
Lim, 21 Февраля 2014 , url
многие дети уверены, что алгебра никак не пригодится им в жизни, и считают ее бесполезной нагрузкой
все правильно, в пятом классе 99,9% детей в этом уверено. ровно так же, как и относительно всех остальных предметов.
dinga
+13
dinga, 21 Февраля 2014 , url
Утилитарный подход в образовании — бред, который надо отбросить раз и на всегда.
И именно сила русского подхода к образованию подтвердила себя в конкуренции с западным, читай американским, когда прибыла массовая эмиграция из СССР в начале 90х.
Разница была настолько разительно, что родители и учителя объединившись создали паралельную систему школьного образования на основе советских методик.
Например система школ Мофет, где училится мой племянник.
К сожалению, по прошествии 20 лет эта система все больше и больше выхолащивается, стареют и уходят советские учителя, а новые поколения уже слишком далеки от оригинала.
В чем же сила? Да в не узком-неутилитарном подходе, где главная цель обучения — не «освоить материал», а научить думать, рассуждать и самому процессу учиться, а не играть в лотерею, выбирая правильные ответы.
В Гимназиях до революции учили латынь, не потому что она нужна, но именно учить языки — приучает учиться, запоминать и т.д. вне зависимости от IQ.
Также и алгебра, физика и т.д. — это «культуризм» для мозгов.

Max Folder
+2
Max Folder, 21 Февраля 2014 , url
В Гимназиях до революции учили латынь, не потому что она нужна, но именно учить языки — приучает учиться, запоминать
Ну, латынь как бы является заметным элементом нескольких европейских языков.
Lim
+11
Lim, 21 Февраля 2014 , url
затея — говно. в пятом классе ни один ребенок не уверен в своей будущей профессии. сейчас ему пояиг, а в 10 классе выяснится, что алгебра, как раз и нужна, и что ему делать в таком случае?..
Такое чувство, что двоечники добрались в городские власти.

XoID
+3
XoID, 21 Февраля 2014 , url
Ученики 5-11-х классов смогут сами выбрать, на каком уровне им осваивать предмет
Читай: как мама с папой скажут.
Rommini
+3
Rommini, 21 Февраля 2014 , url
Если с детьми заниматься, то вполне себе ясно, к каким предметам у них есть тяга и способности, а к каким нет.
nanosecond
0
nanosecond, 21 Февраля 2014 , url
к каким предметам у них есть тяга и способности
А вы взгляните на это с точки зрения, учитывающей явление реинкарнации, объясняющей, кстати, наличие этих способностей у некоторых детишек. С этой точки зрения получится, что если способностей нет, то можно их и не развивать. Их не будет и в следующей жизни. Это аналогично тому, чтобы освободить задохликов от физкультуры, потому что у них нет к ней достаточных способностей. И не будет. Кстати, тут было бы уместно привести пример с Суворовым.
Rommini
0
Rommini, 21 Февраля 2014 , url
Это аналогично тому, чтобы освободить задохликов от физкультуры, потому что у них нет к ней достаточных способностей
Я не говорила об освобождении. Вы что-то путаете. :)
По поводу реинкарнации ничего не могу сказать, т.к. переселение душ и само её наличие научно не доказано.
Rommini
+5
Rommini, 21 Февраля 2014 , url
Когда я училась в школе, я прошла через подобный эксперимент.
Обычная школа мелкорайонного масштаба, далеко от культурных городов. В 11 классе (а это 1997 год) было решено ввести вариативное обучение — базовый блок предметов + выборочный. Выбрать можно было либо гуманитарный блок (история, обществознание и еще что-то), либо естественный блок (биология и что-то еще, либо математический (математика, физика, химия).
Я пошла на математику. Кстати, родители были вообще ни при чем, я с ними даже не советовалась. Просто с детства не любила биологию и историю. С самого начала, как только эти предметы появились в учебном плане.
А многие пошли именно на биологию и историю. На биологию — те, кто собирались в мед. А на историю — лентяи. :)
Не знаю, как долго еще этот эксперимент длился. Но скажу, что уровень знаний, полученных именно на вариативных занятиях, существенно отличался от того, что давали на обычных.
Max Folder
+2
Max Folder, 21 Февраля 2014 , url
уровень знаний, полученных именно на вариативных занятиях, существенно отличался от того, что давали на обычных
Но «обычные» это ведь была обычная школьная программа, а не «Васенька, ты туповат, тебе синусы ни к чему».
Rommini
+1
Rommini, 21 Февраля 2014 , url
Почему вы так думаете? Если у ребенка нет выдающихся способностей к математике, зачем его перегружать? Для меня было адом изучение биологии и написание сочинений по литературе.
И под «обычной» программой подразумевался именно минимум. В обычной школе давали 2 урока алгебры в неделю. В нашей — 1 обязательный и 2 по выбору. Т.е. для детей, выбравших биологию, была именно минимальная программа.
И да, несмотря на то, что я всё-таки работаю с цифрами (я бухгалтер), оказалось, что синусы и косинусы мне действительно, ни к чему.
Abstraction
+1
Abstraction, 21 Февраля 2014 , url
Если у ребенка нет выдающихся способностей к математике, зачем его перегружать? Для меня было адом изучение биологии и написание сочинений по литературе.
Убеждение, что школа должна заложить в голову ученика все мыслимые и немыслимые знания, имеет свои минусы. Убеждение, что школа должна оставлять только приятные впечатления и не напрягать учеников — имеет значительно больше минусов.
И да, несмотря на то, что я всё-таки работаю с цифрами (я бухгалтер), оказалось, что синусы и косинусы мне действительно, ни к чему.
Для проверки этого утверждения требуется параллельная вселенная, в которой Вас не учили упомянутым синусам. Любая пристойная учебная программа не сводится к простой сумме параграфов, изъятие любого из которых имело бы строго локальный эффект.
Rommini
0
Rommini, 21 Февраля 2014 , url
А к чему сводится? Сейчас я вижу, что только к ЕГЭ. Я ошибаюсь?
Abstraction
0
Abstraction, 21 Февраля 2014 , url
ЕГЭ, по изначальному намерению (оставляя в стороне вопрос реализации) — форма контроля усвоения программы. То есть, базовый тезис таков: «если человек знает программу по предмету, то он способен сдать ЕГЭ по нему».
А само качество «знать программу» при этом заметно шире. К примеру, если мы говорим о математике, то предполагается (по учебным планам) что школьники знакомятся с концепцией формального доказательства, пусть ЕГЭ и не проверяет этого знания напрямую. Или с понятием параметра, или с понятием функции (функциональной зависимости) — в том числе и с тем, что оная зависимость может быть задана достаточно нетривиально, это к вопросу о синусах.
Вольно говоря, при этом предполагается развивать формальное, логическое мышление.
Lim
0
Lim, 22 Февраля 2014 , url
ЕГЭ — зло.
Lim
0
Lim, 22 Февраля 2014 , url
Для меня было адом изучение биологии и написание сочинений по литературе
вот, вы — бухгалтер, профессия далекая от литературы и русского языка, но вполне грамотно и красиво пишете. Как думаете, это не заслуга того «ада», в школе? Вы можете этого и не замечать, но общий культурный уровень, благодаря школе, у вас и у других людей, достаточно высок.
Rommini
0
Rommini, 22 Февраля 2014 , url
Увы, грамотность — заслуга не школы. Я научилась читать в 4 года, соответственно, просто запоминала, как правильно пишется то или иное слово. Просто хорошая память. Слова с ошибками выглядят некрасиво.
Но писать сочинения на заданную тему так и не научилась.
Я поучилась в 5 школах, начиная от глухой деревенской и заканчивая элитным лицеем. Но благодарить школу за общий культурный уровень… Она тут ни при чем. Уровень высок только из-за объема прочитанных книг.
Lim
0
Lim, 24 Февраля 2014 , url
может, действительно, ну её, эту школу?
Сиди дома, занимайся с детьми сам, выявляй у них сильные стороны… А что в школе? Только ненужная лишняя нагрузка на неокрепший мозг.
Только, таким путем, мозг так и останется неокрепшим. Но это пустяки, лишь бы дите не перенапряглось.
Rommini
0
Rommini, 24 Февраля 2014 , url
Ух, как вас в крайности бросает.
Lim
0
Lim, 24 Февраля 2014 , url
я, просто, опустил несколько лет подобных «инноваций».
вчера вместо вдумчивых экзаменов ввели безликое ЕГЭ, сегодня отменят «лишнюю» нагрузку, а, завтра, школьный курс будет разбит на три части:
1. обучение грамоте (А-Я, основы spellchecking) и началам математики (+,-,*, /, основы приложения Калькулятор)
2. трехлетняя зубрежка расположения галочек в итоговых тестах
3. навыки ручного труда, физической культуры и религиозного права.
Пункт 1 — начальная школа.
Пункты 2 и 3 — средняя. В 16 лет, всем в армию и — на производство. Кто сумеет выкарабкаться из этой общеобразовательной ямы, тот — Ломоносов.
faustxp
0
faustxp, 21 Февраля 2014 , url
Вот-вот у меня та же история, учился с физико-математическим уклоном, это были как спецкурсы, т.е. дополнительные занятия, и изучали мы то, что по второму разу проходили в ВУЗЕ. Так что с поступлением, по этим двум предметам проблем ни возникло совсем.
Естественный блок это биология и химия.
А вот гуманитарный это у нас были русский и лит-ра. даже, как ни странно. без иностранных языков.
TNet
+2
TNet, 21 Февраля 2014 , url
В целом здравый подход. Удаление откровенно слабых математике дает возможность существенно поднять планку. В моей школе в 8-11 классах так и было (96-99 годы). А без поднятой планки ВУЗовскую программу (математические сепециальности) тянуть существенно сложнее (наблюдал на множестве примеров).
Abstraction
+1
Abstraction, 21 Февраля 2014 , url
Удаление откровенно слабых математике дает возможность существенно поднять планку.
Шанс, скорее. Потому что есть множество иных, весьма неприятных обстоятельств, этому препятствующих, как-то: учитель, способный читать только базовую программу; отсутствие у школы учебника, этой планке соответствующего (и притом не вводящего сложность ради сложности); неадекватные этой планке требования ЕГЭ…
sant
+1
sant, 21 Февраля 2014 , url
«Разделяй и властвуй!» (С) грустно это…
И если на каком-то этапе у учеников возникают проблемы, они становятся хронически отстающими, поскольку школа не может обеспечить дополнительные занятия для неуспевающих. При этом, говорят в департаменте образования, многие дети уверены, что алгебра никак не пригодится им в жизни, и считают ее бесполезной нагрузкой.
что ж школа не может объяснить детям, что математика просто ставит мозги правильно, а не пускает их на самотек?!

предлагаю законодательную инициатиыу — у тех, у кого фамилия начинается на Ю и Я — не пускать в чиновники и руководители!
Abstraction
+2
Abstraction, 21 Февраля 2014 , url
что ж школа не может объяснить детям, что математика просто ставит мозги правильно, а не пускает их на самотек?!
Хех… попробуйте, хотя бы гипотетически, представить «объяснение детям» в таком ключе. В условиях, отличных от идеальных.

Другое дело, что изложенный аргумент ещё хуже: его можно применить к любому предмету, но дифференцировать классы по всему спектру способностей ещё сложнее (и в смысле времени, и в смысле требований к преподавателям и учебным планам), чем ввести дополнительные занятия, об отсутствии которых сокрушается министерство. И проглядывает за ним довольно явное непонимание того, как вообще следует относиться (даже не учить, а хотя бы относиться) к «отстающим», по любым причинам. Если, как заявлялось, мерой успешности школы служат результаты её выпускников на ЕГЭ, то адекватного ответа, по-моему, дать и нельзя.
Кстати, именно поэтому мне кажется, что на практике (в противоречии с комментарием выше) речь пойдёт не о поднятии «планки» для успешных, а о её снижении (явном или неявном) для «отстающих», ибо это будет лучше всего соответствовать нуждам школы и представлениям министерства.
Rjnkzhcrbq
0
Rjnkzhcrbq, 21 Февраля 2014 , url
а о её снижении (явном или неявном) для «отстающих»

Скорее всего так и будет, пока посредством ЕГЭ проблем больше, чем решений.
Корнеплод
0
Корнеплод, 21 Февраля 2014 , url
Заменить ее Законом божьим. Как батюшка сказал, так и православненько.
rusinvent
+2
rusinvent, 22 Февраля 2014 , url
То, что хотят сделать московские «властные неучи» (чиновники) фигня полная (извините за выражение).
Секрет успеха обучения математике любого школьника — не чему учить (какому уровню), а как учить.
Вы все видели бешеный успех умного обучения самого тупого ученика: как капитан Врунгель мгновенно обучил своего тупого матроса (забыл фамилию)управляться парусами (а дело то реально сложное). Он везде развесил знаки понятные этому земному морскому ученику — игральные карты. И ученик в мгновение ока стал очень острым и научился управлять сложнейшими парусами за один день! Обеспечив успех дальнего плаванья.
Понятно, что это моё образное сравнение. Но суть-то та же.
Я сам преподавал по своей инициативе средним школьникам изобретательство. Образно говоря, это как из ничего придумать что-то новое и полезное. Два урока подряд пролетели как миг — все дети отказались идти на перемену! Почему? потому что они были увлечены ИГРОЙ изобретательства, разгадыванием головоломок.
Игровая подача математики хоть в 5-ом классе, хоть в 10-ом — вот ключ к успеху, увлечённости и воспитанию гибкости ума ЛЮБОГО ребёнка.
Ведь все, абсолютно все, кто учился математике в самой рядовой советской школе (и не Москве, а в центре Сибири, как я) знают, что «биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол по полам!». Все знают, но забыли? В московских верхах чиновники точно забыли. Хочется крикнуть: «Это же элементарно, Ватсон»! :)
Это тоже образ, но передающий суть методов внедрения самых сложных знаний в умы школьников. Без такого образа дети никогда не запомнят это геометрическое сложное определение. А с образом — все в классе и мгновенно! На всю жизнь.
А вспомните знаменитые увлекательные советские книги «Занимательная математика», «занимательная логика», и даже «занимательная биология»! Ведь они как раз для школьников. Где они сейчас?
Я вообще гуманитарий. Но благодаря увлекательным методам обучения математике все наши школьники незаметно заправляли себе мозги чёткостью сложного мышления на всю жизнь.
А сейчас даже увлекательное для школьников и студентов изобретательство — как изобретать новое во всех сферах жизни (не только в технике) я мог немного преподавать учащимся только чудом: учителя отдали свои уроки (причём как в школе, так и в университете).
Lim
0
Lim, 22 Февраля 2014 , url
Фукс. Его фамилия была Фукс. источник: abya.ru


Войдите или станьте участником, чтобы комментировать